Генкина О.М.

ГЕНКИНА Ольга Михайловна

Соня, Мария Петровна

14 (2) октября 1882 г.— 29 (16) ноября 1905 г.

Генкина отдала делу рабочего класса все свои силы и знания, она отдала ему самое ценное и дорогое — свою жизнь...

«Новая жизнь». 25 ноября 1905 г.

4 ноября 1905 г. из Нижне­го Новгорода Ольга Генкина сообщала матери: «...Что касается лично меня, то я, веро­ятно, через недельку уеду в Иваново-Вознесенск, так как там очень нужны работники». Эти строки были написаны ею после получения предложения Московского комитета РСДРП выехать в Иваново-Вознесенск для ведения военно-организационной и пропагандистской работы. К тому времени моло­дая революционерка уже поль­зовалась заслуженным автори­тетом в социал-демократичес­ких организациях Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода.

О. М. Генкина родилась в Калуге в семье врача. Вскоре родители переехали в Москву. Здесь она окончила гимназию и в 1901 г. поступила в Петер­бургский медицинский инсти­тут, где, став активным членом студенческого кружка, летом 1902 г. вступает в РСДРП. Ей поручают роль связной, при­влекают к распространению ли­стовок, нелегальной литерату­ры.

Изучение теории марксизма, тесная связь с Петербургским комитетом большевиков, живое общение с революционерами-профессионалами и рабочими Выборгского района способст­вовали быстрому росту поли­тической зрелости Ольги Михайловны.         Большевик А. В. Шотман, хорошо знав­ший Генкину по совместной партийной работе, отмечал ее беззаветную преданность делу рабочего класса, сравнивал мо­лодую революционерку с Софьей Перовской. Возможно, поэто­му она и получила партийную кличку Соня. Активный участ­ник петербургского подполья В. П. Новиков писал о Генкиной: «... Я встретил ее впервые осенью 1903 г., когда она исполняла функцию организатора техники при одном из районов Петер­бурга. Я помню милое прекрасное лицо, вечно смеющееся; помню ее большие черные, горящие молодостью и жизнью глаза». Оптимизм, жизнерадостность дополнялись у Генкиной целеустремленностью и решительностью.

Ее деятельность вскоре привлекла внимание охранки. В ночь с 24 на 25 февраля 1904 г. у нее на квартире во время обыска были обнаружены прокламации, нелегальные брошюры, конспиративные записки. Последовал арест, а затем суд по делу Петербургской организации РСДРП. Через пять месяцев ее освободили под крупный залог. Ольга Михайловна уехала в Москву, где вновь включилась в партийную работу. Пробыв в Москве лето, она возвратилась в столицу.

Однако на свободе пробыла недолго. О кровавых событиях на Дворцовой площади 9 января 1905 г. Генкина узнала уже находясь в одиночке. Из тюрьмы вышла весной 1905 г. и вскоре вынуждена была из-за преследований полиции перейти на нелегальное положение. Под кличкой Мария Петровна и с паспортом на имя Меленевской она уезжает в Нижний Новгород.

Потеряв ее след, полиция в мае 1905 г. спешно направила во многие губернские города запрос: «Благоволите произвести розыск... дочери надворного советника Ольги Михайловны Ген­киной; результаты розыска телеграфировать в охранное отделе­ние не позднее 24 числа».

В Нижнем Новгороде О. М. Генкина работала вместе с Я. М. Свердловым, Н. А. Семашко и другими видными боль­шевиками, руководила «техникой», в Сормове и Канавине соз­дала боевые организации. Она вела занятия в рабочих кружках, читала лекции пропагандистам. 8 сентября последовал новый арест. Освобождение принесли горячие дни всеобщей октябрь­ской политической стачки. 18 октября 1905 г., выступая на ми­тинге, Ольга свою короткую, но яркую речь закончила словами: «Да здравствует революция! Долой самодержавие! К оружию, товарищи, к оружию!»

В связи с подготовкой к «вооруженному восстанию Нижего­родский комитет РСДРП преобразовал свою военную группу в военную организацию. В нее вошла и Ольга Михайловна. В середине ноября по заданию Московского комитета РСДРП она выехала в Иваново-Вознесенск с оружием для местной боевой дружины. Приехав в город, О. М. Генкина оста­вила опасную ношу в комнате отдыха вокзала, а сама напра­вилась в город разыскивать конспиративную квартиру.

В это время железнодорожная полиция была уже извещена о приезде «подозрительной личности». В ее чемодане обнаружи­ли 10 револьверов и несколько сотен патронов. Когда Ольга Михайловна вернулась за вещами и вошла в вокзал, там уже собралась толпа черносотенцев, требуя выдачи «крамолки». Увидя возбужденные, злые лица, Ольга повернулась к двери, чтобы уйти, но путь ей преградил жандарм, приказав следовать за ним. В кабинете железнодорожной полиции начался допрос. Приезжая отказалась отвечать на вопросы. Вечером арестован­ную вывели из здания для препровождения в тюрьму, и здесь она была зверски убита натравленной на нее жандармами тол­пой черносотенцев.

В некрологе, опубликованном в газете «Новая жизнь», то­варищи О. М. Генкиной по борьбе писали: «Вся твоя жизнь, твоя энергия, преданность делу и самоотверженность вселяют в нас страстную жажду продолжать работу и вести ее так же неуклонно, как вела ее ты».

Именем Генкиной в Иванове названы улица и площадь, а у здания вокзала высится ныне величественный монумент в память о подвиге молодых революционерок.

 

 

Иваново. Старый ж.д. вокзал. Площадь Генкиной.

 

 

Дополнительная информация