Гнедин Г.Е.

ГНЕДИН   Герасим Егорович

Гараня

1879 г.— 1951 г.

Свергнем могучей рукою

Гнет роковой навсегда

И водрузим над землею

Красное знамя труда!

                           Л. Радин

О своем детстве Герасим Егорович вспоминал: «Родился я в селе Тетерино Суздальско­го уезда Владимирской губер­нии. Родители мои жили бедно, поэтому мне пришлось с вось­милетнего возраста идти рабо­тать. Я был отдан местному кустарю-челночнику и прора­ботал у него четыре года...»

В 1891 г. подросток был определен к иваново-вознесенскому трактирщику. Единст­венным положительным фак­том пребывания на «трактир­ной каторге», по его словам, являлось то, что с помощью буфетчика он научился читать, считать и писать.

От трактирщика Герасим Гнедин ушел на фабрику Н.Гарелина. Работал ставильщиком ровниц на мюльных ма­шинах, позже — челночником на фабрике Зубкова. Ра­бочие, жившие в казармах, часто приносили с собой бро­шюрки агитационного содер­жания, а иногда и листовки. Герасима, как грамотного пар­ня, просили прочитать вслух.

В 1898 г. Г. Е. Гнедин по­знакомился с Романом Семенчиковым, который ввел его в круг подпольщиков, в том же году Герасим Егорович стано­вится членом РСДРП.

В 1900 г. его призвали в ар­мию, в 23-й Низовский полк. Из переписки жандармы узна­ли о принадлежности рядового Гнедина к социал-демократи­ческой организации, и за ним был учрежден полицейский надзор. По окончании срока службы, в 1904 г., он вернулся в Иваново-Вознесенск и устроился на фабрику Полушина. От А. Ф. Калашникова узнал, что большевистская организация ок­репла и выросла. Но принять участие в партийной работе Гера­симу Егоровичу не пришлось — он заболел и до сентября 1905 г. пролежал в больнице. В конце 1905 г. городской партий­ный комитет направил его, как знающего военное дело, в боевую группу. Вместе с К. Козуевым Гнедин создавал мастерскую для изготовления самодельных бомб. Однажды от неумелого обра­щения с химикатами в мастерской произошел взрыв, Гнедин получил ранение в бедро. По поводу взрыва началось следствие. На допросах молодые люди единодушно утверждали, что про­водили опыты с бертолетовой солью просто из любопытства. К суду их не привлекли, но с работы уволили. Герасим Гнедин несколько месяцев перебивался случайными заработками, а по­том устроился на фабрику Бакулина, где снова принял участие в работе партийной группы.

В начале августа 1907 г. рабочие фабрики устроили заба­стовку. Ее зачинщики и активные участники, в том числе и Г. Е. Гнедин, были арестованы. Поскольку для привлечения к суду у полиции не доставало улик, Гнедина через месяц осво­бодили.

В 1908 г. он был избран в городской комитет РСДРП, актив­но участвовал в организации профсоюзов, а затем работал в кооперативе «Единение — сила». При содействии партийной ор­ганизации рабочий кооператив создал при обществе трезвости чайную, которая стала для революционеров явочным пунктом и местом собраний, открыл библиотеку для рабочих, а также воскресные курсы. После ареста П. П. Постышева и других членов комитета в начале 1909 г. Гнедин с Я. И. Лепиловым и В. Г. Куконковым восстанавливал связи с Москвой, Тейковом, Кохмой, Ковровом, Середой.

После провала конференции большевиков текстильного края, состоявшейся 26 сентября 1910 г. в с. Владычном близ Кинешмы, Гнедин был арестован, подвергнут допросу, но вскоре осво­божден. В 1911 г. он вместе с оставшимися на свободе боль­шевиками налаживал партийную работу в фабричных ячейках. Через год Герасим Егорович стал активным распространителем газеты «Правда», организатором больничных касс и участником выборов в IV Государственную думу.

Иваново-Вознесенский городской комитет РСДРП готовился организованно провести маевку. Решили с этой целью выпустить специальную листовку. Планы подпольщиков были выданы про­вокатором, и в ночь на 26 апреля 1913 г. полиция провела массовые обыски и аресты в Иваново-Вознесенске, Шуе, Кохме и Тейкове. После суда Гнедина выслали на три года в село Ругозеро Повенецкого уезда Олонецкой губернии. По оконча­нии срока ссылки в 1916 г. Гнедина призвали в действующую армию.

В 1917 г. он — председатель полкового солдатского комитета 282-го запасного полка, расположенного недалеко от Пскова, а затем его откомандировали в г. Ревель на шестимесячные фельдшерские курсы. Солдаты выбрали Г. Е. Гнедина в Ревельский Совет рабочих и солдатских депутатов. Как член пре­зидиума военной фракции большевиков, он участвовал в разо­ружении частей, которые были вызваны в Петроград в октябрь­ские дни на помощь Керенскому.

В октябре 1917 г. Герасим Егорович по состоянию здоровья демобилизовался и возвратился в Иваново-Вознесенск. Город­ской комитет партии поручил ему организацию продовольствен­ных отрядов и руководство национализацией частной торговли в городе. После годичной работы в губпродкоме Герасим Его­рович снова вел работу в кооперации, осуществлял объединение местных кооперативов в единое рабочее потребительское об­щество. В этот период Гнедин избирался членом исполкома горсовета, был заместителем губернской контрольной комиссии. В 1921 г. он становится продкомиссаром Иваново-Вознесенского горпродкома, а затем председателем городского единого потре­бительского общества. При его активном участии в городе строится механизированный хлебозавод, расширяется торговая сеть. С конца 20-х годов Герасим Егорович работал предсе­дателем областного комитета крестьянской взаимопомощи. Он неоднократно избирался на партконференциях в руководящие органы, являлся членом президиума областной контрольной ко­миссии РКИ, председателем областного отделения общества старых большевиков.

Г. Е. Гнедин был делегатом XI съезда ВКП(б) с правом совещательного и XVII съезда партии — с правом решающего голоса.

Его именем названа улица в Иванове.

Дополнительная информация