Жиделев Н.А.

ЖИДЕЛЕВ Николай Андреевич

14 (2) мая 1880 г. — 7 августа 1950 г.

Я поеду в Думу отстаивать интересы забитого рабочего...

Если понадобится, живот свой положу за угнетенных.

Из выступления Н. А. Жиделева

Эти слова произнес Нико­лай Андреевич на митинге 14 февраля 1907 года перед многотысячной массой рабо­чих, которые собрались в этот день на привокзальной пло­щади Иваново-Вознесенска, чтобы проводить своего депу­тата в Петербург.

Сын малоземельного кре­стьянина д. Логиново Пелгусовской волости Шуйского уезда Владимирской губер­нии1, Николай Жиделев подро­стком начал трудиться на фаб­рике Каретниковой. В 1895 г. принял участие в стачке тейковских ткачей. За это с пред­приятия его уволили, и в по­исках работы он вынужден был переехать в Иваново-Воз­несенск. Вскоре Жиделев пос­тупил ткачом на фабрику И. Гарелина, стал посещать ве­чернюю воскресную школу, где познакомился с марксис­тами. В мае 1903 г. его при­няли в РСДРП. В 1904 г. по поручению фабричной партий­ной ячейки Н. А. Жиделев вел занятия в рабочем кружке.

В 1905 г. Николай Андре­евич являлся одним из руково­дителей летней стачки тек­стильщиков и был избран в первый общегородской Совет рабочих депутатов. Он вел переговоры с фабрикантами и властями, выступал на многотысячных митингах на Талке, поддерживал связь с кресть­янской молодежью. После окончания стачки Н. А. Жиделеву и П. П. Постышеву поручили руководство подпольной типографией.

В начале 1907 г. Жиделев был избран депутатом от рабочих Владимирской губернии во II Государственную думу.

В марте Иваново-Вознесенская организация РСДРП опуб­ликовала два письма Жиделева к избирателям, в которых из­лагалась позиция депутатов-большевиков по таким важнейшим вопросам, как помощь голодающим, об отмене военно-полевых судов, о думской и внедумской деятельности, содержался горя­чий призыв поддержать требования своих депутатов и уста­новить с ними самую прочную связь. «Извещайте нас обо всем, что у вас творится, — говорилось в одном из писем. — А глав­ное, вскрывайте произвол и насилие. Пишите о своих нуждах, обсудив их всем селом или заводом на частных собраниях. Составляйте обо всем этом наказы, присылайте с ними своих ходоков».

В этот период Н. А. Жиделев неоднократно выступал на ра­бочих собраниях в Москве, Иваново-Вознесенске, Владимире, Шуе. Но недолго продолжалась его думская деятельность. 1 мая, на митинге в Петербурге, Жиделев произнес революци­онную речь, за это был арестован. После освобождения неле­гально жил в Вологде. Вскоре, в связи с роспуском II Госу­дарственной думы и арестом ее социал-демократической фрак­ции, Николая Андреевича 31 октября 1907 г. вновь привлекли к дознанию. После предварительного заключения отбывал пять лет в петербургской каторжной тюрьме «Кресты». В марте 1913 г. его отправили на поселение в Восточную Сибирь в с. Манзурка Верхоленского уезда Иркутской губернии. Там он встретился с М. В. Фрунзе, принял участие в политической ра­боте ссыльных революционеров. Его активная деятельность не могла остаться незамеченной, и из-за преследования полиции Н. А. Жиделев вынужден был перебраться в с. Качуга Верхо­ленского уезда. Поступив на транспортное предприятие Громо­ва, он продолжал вести партийную работу.

В апреле 1917 г. Николай Андреевич возвратился в Ивано­во-Вознесенск, был кооптирован в Совет рабочих депутатов и вскоре стал его председателем. В августе его избрали в город­скую думу, а в октябре — в состав горкома РСДРП (б). В конце месяца Жиделев был послан в Ярославль для оказания помо­щи в работе местной парторганизации.

После создания Народного комиссариата внутренних дел переехал в Петроград, где его назначили секретарем коллегии наркомата и членом комиссии ВЧК. В январе 1918 г. по просьбе Иваново-Вознесенской партийной организации Жиделев возвратился в текстильный край и в феврале был избран членом горкома партии и губисполкома, а через месяц стал председателем городского Совета.

В июле, в связи с продовольственными трудностями, Н. А. Жиделев выехал по заданию партийных органов в качестве чрезвычайного уполномоченного по заготовке зерна для тек­стильщиков в Уфимскую губернию. В августе 1918 г. в г. Сара­пуле он попал в плен к белочехам и находился некоторое время на барже смертников. Позже в числе заложников его отправили в Уфу, и лишь с помощью местных большевиков Жиделеву удалось избежать расправы. Будучи в подполье, он включился в работу по организации вооруженного восстания в тылу у белых.

С приходом Красной Армии в Уфу Николая Андреевича назначили членом ревкома и губернским продовольственным комиссаром, а в июле 1919 г. — уполномоченным Совета Труда и Обороны по снабжению Красной Армии и голодающих губер­ний центра. Через месяц он участвовал в подавлении бело­гвардейского мятежа в Дуванском кантоне, принимал участие в создании Башкирской республики.

Возвратившись в 1920 г. в Иваново-Вознесенск, Жиделев был избран членом губкома партии, работал заместителем председателя губисполкома и председателем губернского ре­волюционного трибунала.

В 1921 г. по решению ЦК РКП (б) Николай Андреевич был направлен в Москву, выполнял особые поручения Малого Сов­наркома, работал в управлении делами Совета Народных Комис­саров РСФСР, затем управделами ВЦИК. С 1926 г. был на ру­ководящей работе в органах заготовки и сбыта пушнины. С 1937 г. заведовал отделом персональных пенсий Наркомсобеса.

Умер в Москве. Урна с прахом Николая Андреевича была привезена в Иваново и замурована в стене Новой Ивановской мануфактуры, которой присвоено, как и улице, где расположено это предприятие, имя Н. А. Жиделева.

1 В настоящее время — Тейковский район Ивановской области.

Дополнительная информация