Черникова Д.И.
- Подробности
- Категория: Имена
- Создано 07.03.2021 11:28
- Опубликовано 07.03.2021 11:28
- Просмотров: 705
ЧЕРНИКОВА (Сергеичева) Дарья Ивановна
15 (3) марта 1858 г.— 28 января 1929 г.
Как много силы
в вас таилось!
И не забудет край
родной,
Что тщетно злобный
враг грозился
Вам и Сибирью
и тюрьмой.
Г. М. Кржижановский
Осенью 1903 г. в цехах фабрики Н. Гарелина в Иваново-Вознесенске появились номера газеты «Искра» и брошюры нелегального содержания. В их распространении участвовали только что вступившие в члены РСДРП супруги Иван и Дарья Черниковы.
В 1895 г. Черников приехал в Иваново-Вознесенске устроился ткачом на фабрику Н. Гарелина. Там познакомился с передовыми рабочими и Дарьей Сергеичевой, ставшей его женой и верным товарищем по борьбе.
Родилась Д. И. Черникова (Сергеичева) в крестьянской семье д. Михалево Якиманской волости Шуйского уезда Владимирской губернии1. В конце 90-х годов, приехав в Иваново-Вознесенск, поступила на фабрику Кашинцева. Большую роль в ее политическом развитии сыграло посещение женского марксистского кружка и общение с революционерами-профессионалами.
В 1903 г. она была принята в РСДРП. Черниковы содержали конспиративную квартиру, хранили и распространяли нелегальные издания. В 1904 г. в доме Черниковых была оборудована подпольная типография, здесь же на гектографе печатались прокламации Иваново-Вознесенской группы Северного комитета РСДРП. К ним часто приезжали пропагандисты, а в 1905 г. по нескольку дней «квартировали» Ф. А. Афанасьев, М. В. Фрунзе, Е. А. Дунаев и другие.
В связи с активизацией деятельности подпольной организации полиция усилила надзор за членами РСДРП. После январской стачки 1905 г. у Черниковых произвели обыск, в поленнице дров нашли гектограф, белую бумагу и уже отпечатанные листовки. Ивана Ивановича и Дарью Ивановну взяли под стражу, начались допросы... Черников в своих воспоминаниях писал: «Я отказался отвечать, но спросил ротмистра, за что они арестовали мою жену: она, мол, неграмотная, работала со мной в разных сменах, а поэтому не могла знать, что делаю я». Вскоре Дарью Ивановну освободили, а Ивана Ивановича вместе с И. Н. Колотиловым отправили во владимирскую тюрьму. Освободили их через несколько месяцев, и Черников застал лишь завершающий период летней стачки текстильщиков, а Дарью Ивановну рабочие фабрики Кашинцева в мае 1905 г. избрали в общегородской Совет рабочих депутатов, где она стойко отстаивала интересы бастующих.
Вернулся из заключения Иван Иванович в конце июля, но устроиться на работу долго не мог, ни на одну из фабрик его не брали. Пришлось торговать газетами и перебиваться случайными заработками.
В период разгула реакции, чтобы не провалить подпольной типографии, Черниковым часто приходилось менять «квартиры», а Дарье Ивановне было все опасней переправлять готовые листовки. Разносила она их в корзинах, прикрыв бельем, которое специально нанималась стирать.
6 августа 1908 г. И. И. Черников был арестован прямо на улице и после трехмесячного тюремного заключения выслан на два года в г. Курмыш Симбирской губернии. Находясь в ссылке, он получил сообщение об аресте Дарьи Ивановны и о разгроме подпольной типографии. Эта весть его очень огорчила: жене грозила каторга и ссылка. Но товарищи по борьбе не оставили Черникову в беде и помогли освободить ее.
В 1910 г. Иван Иванович возвратился из ссылки и вновь активно включился в партийную работу. В 1915 г. его избрали членом Иваново-Вознесенского горкома РСДРП. Он являлся участником массовки, проходившей близ д. Ясюниха Кохомской волости в ночь с 9 на 10 августа с целью подготовки всеобщей стачки. Чтобы сорвать готовящееся выступление рабочих, полиция произвела массовые обыски и аресты. Всего было арестовано 19 человек, в том числе и Черников. Вновь он был заключен в тюрьму и на свободу вышел лишь в феврале 1917 г.
После победы Великого Октября Черниковы продолжали трудиться на фабрике, участвовали в установлении рабочего контроля над производством, входили в состав фабричного комитета.
Их именами названа одна из улиц областного центра.
1 В настоящее время — Шуйский район Ивановской области.