1 мая – День солидарности трудящихся всего мира в борьбе за свои права.

 

автор В.П. Завалишин

Приближается великий пролетарский праздник – «Международный день солидарности трудящихся всего мира – 1 Мая». Прошло 129 лет с момента «Чикагской трагедии» 1886 года – расстрела американской полицией митинга пролетарских борцов за 8-часовой рабочий день.

 

7 октября 1884 года Федерация тред-юнионов и рабочих союзов Соединённых Штатов и Канады постановили, что с 1 Мая 1886 года и впредь законным рабочим днём считается 8-часовой рабочий день без снижения оплаты труда (оплачивать как 10-часовой рабочий день). Началась активная агитационно-пропагандистская работа в рабочей среде, и к 1 мая 1886 года в движении за сокращение рабочего времени до 8 часов в США участвовали более 340 тыс. человек, из них бастовали свыше 190 тыс. человек и 42 тыс. человек на тот момент уже добились успеха.

В понедельник 25 апреля 1886 года в центре Чикаго состоялся митинг, созванный Центральным союзом труда. Среди главных лозунгов: «С первого мая – рабочий день 8 часов!», «Долой трон, алтарь и денежные мешки!». Первого мая в Чикаго забастовало около 40000 человек. Восьмидесятитысячная колонна маршем прошла вниз по Мичиган-авеню. В другом месте города на митинг собралось ещё около 10000 человек.

За манифестантами наблюдали полицейские и члены городского ополчения, вооружённые винчестерами. Однако день прошёл без инцидентов, в то же время в буржуазных СМИ появился призыв расправиться с «главными организаторами беспорядков».

Столкновения произошли в понедельник, 3 мая у ворот завода механических жаток Маккормика. Профсоюз на этом заводе был запрещён ещё в феврале, и когда рабочие объявили о забастовке, администрация решила уволить всех работников и нанять на их место штрейкбрехеров. Прежние, теперь уже, рабочие завода, среди которых было немало выходцев из Ирландии, собрались у ворот предприятия, чтобы воспрепятствовать проходу штрейкбрехеров на завод.

Рабочие были настроены решительно – в прошлогодней забастовке в аналогичной ситуации они одержали верх над хозяевами. На этот раз штрейкбрехеров (скэбов*) сопровождала полиция.

Около половины из 400 скэбов присоединились к бастующим, однако остальные направились на рабочие места. Один из рабочих активистов Август Шпис призывал товарищей «стоять до конца и защищать профсоюз».

После окончания рабочего дня забастовщики встречали штрейкбрехеров, выходивших с завода. Встречали руганью, сжатыми кулаками, угрозами. Полиция попыталась усмирить рабочих, пустив в ход дубинки и получила в ответ кулаки и камни. И тогда раздались выстрелы. Шесть рабочих из числа участников акции были убиты и более 50 тяжело ранены.

Уже через несколько часов на собраниях профсоюзов было решено провести на следующий день митинг. Началась подготовка к акции. Митинг начался вечером 4 мая под лёгким дождём на улице Равнин, где собралось около двух тысяч человек. За митингом наблюдали около 180 полицейских. Выступая с повозки, которую использовали как ораторскую трибуну, Август Шпис первым делом сказал, что митинг собран не для того, чтобы подстрекать к насилию и вызвать бунт, а чтобы объяснить общую ситуацию с борьбой за восьмичасовой рабочий день и пролить свет на различные инциденты в связи с этим. Митинг проходил настолько спокойно, что мэр города, специально приехавший, чтобы усмирять страсти, не дождался его окончания и ушёл. Усилился дождь, собравшиеся начали расходиться. Однако полиция, не дождавшись окончания митинга, заявила, что агитацию пора заканчивать. Командир полицейских потребовал: «Я приказываю закрыть митинг, приказываю разогнать его». В это время произошёл взрыв бомбы, от которой погиб один полицейский и пятеро были ранены.

До сих пор не установлено, кто организовал взрыв. Одни обвиняют в этом анархистов, другие говорят о провокации буржуазной власти, которая хотела до крайности обозлить полицию и раздавить руками полиции протестующих. Собственно, так и получилось, – после взрыва «правоохранители» открыли беспорядочный огонь из револьверов по митингующим. По оценке газеты «Чикаго Герольд», описывавшей место «дикой резни», по крайней мере, пятьдесят мёртвых или раненых гражданских жителей лежали на улицах.

Вскоре восемь человек, непосредственно или косвенно связанных с проведением митинга, были обвинены в убийстве и арестованы: Август Шпис, Альберт Парсонс, Адольф Фишер, Джордж Энгль, Луи Линг, Майкл Шваб, Сэмюэль Филден и Оскар Нибе.

Суд начался 21 июня. Обвинение утверждало, что все восемь человек виновны в убийстве полицейского. Рабочих активистов не обвиняли в бомбометательстве, их обвиняли в убийстве полицейского на митинге, поскольку якобы они возбуждали толпу своими речами (и не на самом митинге, а вообще) и деятельностью (агитацией и призывами к рабочим защищать свои права).

Судебное жюри признало виновными всех восьмерых ответчиков – и вынесло смертные приговоры для семерых из них, а также 15 лет заключения в тюрьме для Нибе, хотя он даже не был на митинге.

Из писем А. Парсонса (Kaмepа М 25 Тюрьма Кук Каунти Чикаго, 29 июля 1886 г.): «Они, этот классовый суд, присяжные, согласно закону и вердикту, решили, что мы должны быть приговорены к смерти потому, что, как они говорят, мы – «лидеры» людей, которые не приемлют угнетение, рабство, грабёж и всесилие монополистов и борются с ними. В этих преступлениях против класса капиталистов они и признали нас несомненно виновными и, признав это, вынесли нам приговор.»

Накануне казни власти под давлением американской и мировой общественности заменили казнь 15-летним тюремным заключением ещё двум приговорённым (М. Швабу и С. Филдену). Линг совершил самоубийство в камере тюрьмы.

11 ноября 1887 года Шпис, Парсонс, Фишер и Энгль были подведены в белых капюшонах к виселице. Они пели «Марсельезу», гимн международного революционного движения. Казнь невиновных лидеров рабочего движения подняла международную волну протеста. В 1889 году Международный социалистический конгресс в Париже принял решение об организации в 1 мая 1890 году большой международной манифестации, так чтобы это было одновременно во всех странах и во всех городах. В России 1 мая 1890 года впервые акция протеста прошла в Варшаве, когда рабочие нескольких заводов прекратили работу.

Международный социалистический рабочий конгресс в Брюсселe (16–23 августа 1891 г.) постановил: «Международное празднование 1 Мая посвящено одновременно принципу 8-часового рабочего дня, peглaментации труда и всемирному укреплению пролетариата в его стремлении установить мир между народами. Конгресс, чтобы сохранить за 1 Мая его истинный экономический характер требований 8-часового рабочего дня и укрепления классовой борьбы, устанавливает единую демонстрацию для рабочих всех стран. Демонстрация эта назначается на 1 мая. Рекомендуется прекращение работы там, где это исполнимо.»

С принятием этого постановления 1 Мая является Международным пролетарским праздником и обязывает каждого рабочего, если ты носишь это почётное звание, встать в колонны своих товарищей по борьбе.

Первая маёвка в центральной России прошла в 1891 году в Санкт-Петербурге, но не 1 мая, а в первый выходной. Собралось около 100 человек. На маёвке выступил рабочий-ткач Фёдор Афанасьев (будущий лидер рабочих Иваново-Вознесенска в 1905 году), он говорил об экономическом гнёте, довлеющем над рабочим классом при капитализме, и о необходимости создания организованного противодействия, призвал к борьбе и единению.

Первая маёвка в Иваново-Вознесенске прошла в 1893 году в лесу около фабрики Витовых (Красная Талка). На маёвке присутствовали 15 человек, участники марксистских кружков. Подняли красное знамя – женский платок, привязав его на одну из сосен. Спели несколько песен. Они ещё недостаточно ясно представляли, зачем установлен праздник 1 Мая. Более организованной и политически подготовленной прошла маёвка там же в 1895 году, на которой было принято решение об объединении марксистских кружков и создании «Рабочего союза». С этого началась организованная борьба рабочих

Иваново-Вознесенского промышленного района за свои права. За участие в маёвках, свободолюбивые речи, критику власти царская охранка преследовала революционно-настроенных рабочих, бросала их в тюрьмы, отправляла на каторгу. Несмотря на это каждый год проходили маёвки, и число участников в них росло. Росло и мужало рабочее движение. Рабочий класс того времени хорошо понимал, что сила его борьбы в единстве. События 1905 года и создание первого в России общегородского Иваново-Вознесенского Совета рабочих депутатов в очередной раз подтвердило это.

Пролетарская революция 1917 года стала апофеозом сплочения рабочих, крестьян и освобождения их от эксплуататоров-кровопийц.

Сегодня наша Родина по воле алчной, коррумпированной, тщеславной власти, власти капитала и ставленников крупной буржуазии, брошена в клоаку капитализма.

Потеряв власть в стране, рабочий класс опять превратился в пролетария – раба своего хозяина.

Сегодня морально и физически уничтожается всё хорошее, что было достигнуто за годы Советской власти. Подвергаются насмешкам и осквернению опыт плановой экономики, социальной защиты населения, обеспечение прав и свобод трудового народа.

К сожалению, пролетариат, попав под психологическое воздействие буржуазной пропаганды с телевизионного экрана, потерял внутренний стержень, который скреплял гордость человека труда, борьбу за справедливость, честь, человеческое достоинство. Буржуазия через СМИ вложила в умы трудящихся мысль, что капитализм – единственный путь развития человечества, и каким бы он ни был, людям просто необходимо смириться с этим. Они внушили сомнения в том, что можно построить справедливое общество – социалистическое.

Обвешивая Советскую власть и социализм ярлыками, они преследуют только одну цель – не дать трудовому народу понять свою силу и начать борьбу.

Трудящиеся должны усвоить элементарные истины. Никогда капиталист не будет другом и братом рабочему человеку. В погоне за наживой он всегда будет грабить его, оставляя на жизнь только крохи. Всегда будет идти борьба между пролетариатом и буржуазией, и фронт этой борьбы проходит по заводам, цехам и рабочим местам. Если рабочие не борются, то наступает капиталист и отнимает у рабочих часть их прав, ухудшает условия труда, снижает размер зарплаты и т. д. Если рабочие объединяются и ведут наступление на капиталиста, то последний вынужден отступать и уступать, и фронтовая линия перемещается в пользу рабочего класса. Капиталисты объединены общими интересами, если эти интересы не создают внутренних противоречий. Если на соседнем предприятии капиталист побеждает рабочих, то будьте уверены, ваш хозяин применит на вашем предприятии те же методы для ограбления вас.

Как бы капиталисты ни сопротивлялись, как бы ни изворачивались, а социализм всё равно победит во всём мире. Это историческая закономерность и от неё никуда не деться. Только пути к социализму разные.

Можно трудовому народу уже сейчас, сплотив силы, прийти к власти мирным путём, через выборы. Или, отдав сегодня всё на откуп капиталистам, потеряв все социальные права и гарантии, превратиться в рабов своих хозяев, и тогда в далёком-далёком будущем наши потомки вынуждены будут брать власть через революцию. И тогда ваши дети, внуки или правнуки прольют потоки своей крови. Но в этом будем виноваты мы с вами, так как сейчас создаём для этого условия.

«Если вы боретесь, вы иногда можете и проиграть, но… если не боретесь – вы уже проиграли». Это прекрасно понимал пролетариат конца XIX века. Вот почему Первое Мая, пройдя через кровь и испытания, стал Международным праздником трудящихся. Российская буржуазия пытается нивелировать праздник 1 Мая, уничтожить его пролетарскую сущность, низвести до элементарного шоу и приглашает трудящихся в свои колонны под флаги «Единой России».

Ивановский пролетариат не имеет права поддаваться на эти слащавые уговоры и должен понимать, что если он станет под буржуйские флаги, то он предаст этим память Героев – борцов за рабочее дело.

 

*Скэб – бранная кличка штрейкбрехеров в англоязычных странах,
переводится – «парша»

Литература

1. Первое мая в документах и свидетельствах современников (1886-1918) М, Наука, 1989.

2. Очерки истории Ивановской организации КПСС, Ив.книж.издат. 1963.

3. Сайт "1 мая"