О социально-экономической ситуации в Ивановской области

Данный материал предоставлен Ивановским обкомом КПРФ и по согласованию с руководством регионального отделения размещен в сокращеном виде и с редакционной правкой на сайте "Союза рабочих".

 

 

16 октября 2013 года Президент России Владимир Путин подписал Указ №777, которым досрочно прекратил полномочия губернатора Ивановской области Михаила Меня и назначил временно исполняющим обязанности главы региона Павла Конькова, работавшего до этого его первым заместителем. При вступлении в должность Павел Коньков, заявил, что «в регионе будет продолжен курс на развитие экономики, реализацию социальных программ». По его словам, «во время руководства Михаила Меня регион динамично развивался, и теперь область иначе себя позиционирует на федеральном уровне».   

Насколько все это соответствует действительности? Равно как и заявление Павла Конькова на своей первой пресс-конференции 31 октября 2013 года о том, что особое внимание планируется уделить привлечению в область федеральных финансов, социальной направленности бюджета, развитию текстильного производства и индустриальных парков»? И что мешало Павлу Конькову решать эти проблемы вместе с губернатором Михаилом Менем все предыдущие годы?

На первый взгляд, кое-где успехи действительно есть. Но только на первый взгляд. Ибо при нынешней статистике даже сокращая объемы производства продукции, но увеличивая ее стоимость можно получить неплохие показатели по темпам роста, исчисляемым в стоимостном выражении. На самом же деле ситуация в экономике области далека от победных реляций. По данным Ивановского территориального органа Федеральной службы государственной статистики выпуск промышленной продукции в области в натуральных показателях характеризуется следующими, далекими от оптимизма цифрами.

 

Промышленное производство

 

2005 год

2010 год

2012 год

Падение объемов производства в 2012 году к 2005 году

Текстильное производство

       

Пряжа, тыс. тонн

       

хлопчатобумажная

102,6

55,9

37,0

в 2,8 раза

льняная

2,5

1,4

1,3

в 1,9 раза

Ткани, млн. кв. метров

       

хлопчатобумажные

1551,9

1172,8

1113,2

в 1,4 раза

льняные

16,8

14,0

10,3

в 1,6 раза

Трикотажные изделия

       

Чулочно-носочные изделия, млн. пар

7,0

6,9

9,2

 

Швейное производство

       

Костюмы мужские, тыс. штук

671,8

404

394,5

в 1,7 раза

Куртки, тыс. штук

265,8

119,3

117,9

в 2,3 раза

Платья

415,5

167,9

174,4

в 2,4 раза

Комплекты постельного белья, тыс. штук

7146,9

42472,4

46996,4

 

Производство машин и оборудования

       

Автомобильные краны, штук

1826

1155

Нет данных

в 1,6 раза

Башенные краны, штук

36

18

Нет данных

в 2,0 раза

Экскаваторы, штук

141

52

Нет данных

в 2,7 раза

Автобусы, штук

19

-

-

 

Металлообрабатывающие станки, штук

21

14

Нет данных

в 1,5 раза

Деревообрабатывающие станки, штук

459

73

Нет данных

в 6,6 раза

Персональные ЭВМ, штук

57164

47345

Нет данных

в 1,2 раза

Металлургическое производство

       

Сталь, тыс. тонн

10,6

2,7

5,7

в 1,9 раза

Крепежные изделия, тонн

60,0

-

4,0

в 15,0 раз

Химическое производство

       

Синтетические красители и пигменты, тонн

625

361,7

157,2

в 4,0 раза

Технический углерод, тонн

23047

19884

Нет данных

в 1,2 раза

Производство и распределение электроэнергии, газа, пара   и горячей воды

       

Электроэнергия, млн. кВтчасов

1800,3

2318,9

2051,6

 

Теплоэнергия (отпущенная), тыс. Гкал

9523,7

8486,6

9138,9

в 1,04 раза

Производство строительных материалов

       

Стеновые материалы, млн. условных кирпичей

132,8

65,7

73,0

в 1,8 раза

Сборный железобетон, тыс. куб. м

127,8

152,9

162,5

 

Пиломатериалы, тыс. куб. м

75,5

40,2

73,4

в1,03 раза

Производство пищевых продуктов

       

Мясо и мясопродукты, тыс. тонн

9,0

13,1

18,1

 

Колбасные изделия, тыс. тонн

9,5

11,4

9,6

 

Масло животное, тыс. тонн

12,6

8,8

8,7

в 1,4 раза

Масло растительное, тыс. тонн

70,8

1,4

-

 

Майонез, тыс. тонн

31,1

4,5

1,1

в 26,9 раза

Цельномолочная продукция, тыс. тонн

42,3

85,9

106,5

 

Мука, тыс. тонн

97,9

58,8

32,4

В 3,0 раза

Хлебобулочные изделия, тыс. тонн

79,7

63,6

64,4

в 1,2 раза

Макаронные изделия, тыс. тонн

1,9

2,3

0,1

В 19,0 раз

Кондитерские изделия, тыс. тонн

2,0

13,5

16,6

 

Спирт этиловый, тыс. дкл

1784,5

-

-

 

Производство резиновых и пластмассовых изделий

       

Подошвенная резина, тонн

2267

217,9

Нет данных

В 10,4 раза

Добыча полезных ископаемых

       

Торф, тыс. тонн

38

14

Нет данных

в 2,7 раза

Примечания:

1) Жирным шрифтом выделены показатели, по которым произошло наибольшее падение выпуска по сравнению с 2005 годом.

2) В связи с отсутствием статистических данных за 2012 год падение объемов производства машин и оборудования, технического углерода, кирпича, подошвенной резины и добычи торфа показано в 2010 году к уровню 2005 года. Облстат, со ссылкой на федеральное законодательство, под формулировкой: «Информация не публикуется в целях обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных, полученных от организаций», по существу скрывает явные провалы в экономике.

Анализ данных таблицы позволяет сделать следующие выводы:

Во-первых. Цифры официальной государственной статистики в натуральных показателях: тоннах, метрах, штуках, которые, по большому счету, и определяют число рабочих мест в отраслях промышленного производства, говорят о том, что в области идет свертывание важнейших производств, в том числе и текстиля.

Производство растительного масла, этилового спирта, автобусов в области прекращено вообще.

И хотя и областная власть неоднократно говорила о самом низком за последние 10 лет уровне безработицы в области, на самом деле, численность занятых в отраслях материального производства из года в год сокращается. Если в 2005 году эта численность составляла 105 849 человек, то к 2013 году она сократилась до 51 726 человек, то есть более чем в 2 раза. В то же время более 91 тысячи человек из числа трудоспособного населения в настоящее время в области не работает, уезжая на заработки в другие регионы России.

Так что восемь лет нахождения у власти в области команды Меня и Ко показали, что для них главное - это не подъем экономики области, а имитация бурной деятельности, громкие заявления о якобы достигнутых успехах, «пиар» несуществующих достижений и себя любимых, фактически - пускание мыльных пузырей. 

Что же касается роста экономики, то власти, все эти годы было не до нее. Как, впрочем, и в целом до самой области, ибо, несмотря на бравурные заявления о диверсификации и модернизации ряда, в первую очередь, текстильных производств, состояние большинства из них близко к коме. В 1941 году, когда немцы стояли у стен Москвы, текстильщики области на допотопных станках дали стране 1 млрд. 280 млн. погонных метров готовых тканей. И сравните с нынешним положением вещей даже при наличии на текстильных предприятиях новейшего высокотехнологичного оборудования.

Во-вторых. Не выдерживают никакой критики заявления нынешних руководителей области о том, что область, по-прежнему, держит марку главного текстильного цеха страны. Сейчас все это кануло в прошлое.   И   мы уже сейчас пожинаем горькие плоды необдуманного закрытия своих прядильных и ткацких фабрик, когда вслед за ними начали закрываться и значительно снижать объемы производства собственные отделочные фабрики. Причем, чем больше будет закрываться прядильных и ткацких фабрик, тем больше будет подрываться сырьевая база отделочных. Надеяться на то, что сами текстильщики вместе со своей Ассоциацией решат проблему сопряженности мощностей прядильных, ткацких и отделочных производств и проблему конкуренции с узбекской пряжей и суровьем – это утопия. Этим активно должно заниматься правительство области во главе с губернатором и его первым замом, чего, к сожалению, в предыдущие годы не происходило.

В-третьих. Содержание «Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года» говорит о том, что у руководства области, по-прежнему, нет четкого видения того, куда надо вести текстиль. Да, можно приветствовать подписание контракта на   проектирование и строительство в области завода по производству технических тканей мощностью 15 млн. погонных метров ткани в год. Но нельзя согласиться с утверждением областных руководителей, что этот проект по размерам и объемам «сравним со строительством текстильных гигантов в советский период». Достаточно вспомнить один из последних проектов советского периода: строительство отделочной фабрики мощностью 300 млн. квадратных метров хлопчатобумажных и смесовых тканей в год в рамках ОАО «Шуйские ситцы», который был окончательно завершен уже в постсоветский период.

Ставка, как панацея, на строительство в регионе комбината синтетического волокна мощностью 180 тыс. тонн в год, даже если необходимые   инвестиции и будут найдены, проблему сырья для текстиля в области тоже не решит, как минимум, по четырем причинам:

Первая причина. Сами текстильщики вряд ли будут вкладывать свои деньги в   подобное строительство. Тем более что при   вводе комбината химического волокна,   самим текстильным предприятиям придется производить масштабную реконструкцию и перевооружение своих производств с установкой нового оборудования. А для этого тоже нужны инвестиции и немалые. Нужны длинные кредиты под умеренный процент. Нужны централизованные заказы от государственных структур на производство текстильной продукции. Но в «Стратегии» нет даже намека на деньги под модернизацию и реконструкцию предприятий.

Более перспективным вариантом и для текстильщиков и для области была бы закупка уже сегодня химических волокон в Белоруссии или на отечественных заводах в Балакове, Энгельсе и в Сибири. Там уже накоплен огромный опыт их производства. А инвестиции более целесообразно было бы вложить не в строительство комбината химических волокон, а под реконструкцию и модернизацию существующих хлопчатобумажных производств под выпуск смесовых и синтетических тканей. В противном случае, после завершения строительства комбината химических волокон возникнет головная боль, а куда их девать, если существующие мощности российских и белорусских заводов и так не загружены из-за отсутствия сбыта, а большинство ивановских предприятий не имеют оборудования для переработки химических волокон.

Вторая причина. Не надо забывать и собственную историю. В 1958 году производство смесовых и синтетических тканей в области уже доходило до 200 млн. погонных метров в год. Но к моменту развала СССР оно упало во много раз по одной причине: хлопок и ткани из натуральных волокон оказались куда более полезными для здоровья потребителей, более гигиеничными и приятными для тела, чем синтетика, будь, то постельное белье или одежда. Не случайно   после выпуска в 2011 году всего 10,4 млн. кв. метров синтетических тканей их производство в 2012 году упало из-за отсутствия сбыта до 6,7 млн. кв. метров, а за 11 месяцев 2013 года до 7,0 млн. квадратных метров. Так что ставка только на синтетические и смесовые ткани приведет к тому, что российские потребители предпочтут отечественной синтетике китайский и узбекский хлопок и изделия изо льна. И это только усугубит положение. Не надо обольщаться и по поводу того, что синтетические ткани будут востребованы в таких объемах в качестве технических тканей в других отраслях промышленности.

Третья причина. Если учесть еще и экологический вред для региона от пуска подобного предприятия, то уже сама идея подобного строительства представляется весьма сомнительной, ибо повторится ситуация с Эггером в Шуе и многократными жалобами горожан и селян на нарушения экологических норм уже этим предприятием.

Четвертая причина. Нельзя не согласиться с позицией Д.Сиганова, который первым из представителей ивановского бизнеса еще в 2013 году озвучил мысль, что проект строительства комбината химического волокна в условиях неразвитой инфраструктуры региона – это не более чем проект по распилу денег. Комбинат должен будет выпускать около 500 тонн продуБолее перспективным вариантом и для текстильщиков и для области была бы закупка уже сегодня химических волокон в Бело/spanруссии или на отечественных заводах в Балакове, Энгельсе и в Сибири. Там уже накоплен огромный опыт их производства. А и нвестиции более целесообразно было бы вложить не в строительство комбината химических волокон, а под реконструкцию и модернизацию существующих хлопчатобумажных производств под выпуск смесовых и синтетических тканей. В противном случае, после завершения строительства комбината химических волокон возникнет головная боль, а куда их девать, если существующие мощности российских и белорусских заводов и так не загружены из-за отсутствия сбыта, а большинство ивановских предприятий не имеют оборудования для переработки химических волокон. кции в сутки. А как ее вывозить и как завозить сы width=рье при условии, что однопутная тупиковая железная дорога в области не электрифицирована, автомобильные дороги в сторону Владимира, Ярославля, Нижнего Новгорода и Костромы узкие, Волга, в качестве   транспортной артерии для перевозки грузов не используется.   Развитием инфраструктуры, в области по большому счету, никто по-настоящему не занимается. Поэтому понятно, почему инвесторы столь неохотно вкладывают свои деньги   в Ивановскую область.

То же самое можно сказать и о планах строительства других предприятий. Аналогичная   ситуация складывается   в области и с развитием   туризма, для которого ни на одной трассе не найдешь ни одного общественного туалета,   даже платного.

В-четвертых.   Хотя в «Стратегии» говорится о формировании в Ивановской области крупнейшего в Центральном федеральном округе текстильного кластера, но   даже сегодня, через несколько лет после проведения Госсовета, где было принято решение о его создании, за этими словами ничего не стоит. Ибо в исполнении команды Меня-Конькова все оказалась не более чем фикцией, данью моде. Совершенно непонятно, как увязать идею кластера:

  1. с закрытием прядильно-ткацких фабрик и переводом отделочных фабрик, расположенных в области, для работы на привозном суровье;  
  2. с отсутствием мер по смягчению жесткой монетаристской политики российского правительства, заключающейся в выкачивании денег из реального сектора экономики через высокие процентные ставки банков, ежегодное увеличение тарифов на энергоносители, повышение налогов. Все это делает   текстиль низко рентабельным и рискованным бизнесом. Ибо только отмена НДС и пошлины на ввозимое оборудование проблемы текстиля не решат. При такой политике в ближайшие годы текстиль прикажет долго жить;
  3. с десятилетиями не решаемой проблемой «серого» импорта и нелегального производства товаров текстильной и легкой промышленности;
  4. с катастрофическим положением во всей системе подготовки кадров,начиная от нехватки работников массовых профессий: прядильщиц, ткачих, помощников мастеров, и заканчивая падением их профессионального уровня. Выпуск специалистов среднего звена практически прекращен. Ликвидированы многие научно-исследовательские учреждения и самостоятельная текстильная академия.

А ведь именно этими проблемами при создании кластера необходимо было заниматься в первую очередь.

И если уж говорить о текстильном кластере, то, учитывая, что отличительными особенностями кластера являются пространственная расположенность и   инновационная ориентированность,   инвестиции нужно вкладывать,   в первую очередь, в развитие льноводства, в перевооружение хлопчатобумажных предприятий под переработку льна и выпуск льняного трикотажного полотна и льняных трикотажных изделий, относящихся к элитной группе товаров, во внедрение прогрессивных технологий для прядильных, ткацких и отделочных фабрик, в совершенствование всех этапов их совместной экономической деятельности. В противном случае, Ивановский текстиль конкуренции с китайским и турецким текстилем не выдержит, причем не   только   по хлопчатобумажным, но уже в ближайшие годы и по смесовым тканям. Ибо там и новейшее оборудование с меньшими энергозатратами, и длинные дешевые кредиты, и государственные преференции, и меньшие налоги.

Ни в коем случае, нельзя было доводить дело до закрытия фабрик.   Нельзя было допускать сокращения посевных площадей под лен. И уж тем более, надо было сделать все возможное, чтобы найти сравнительно небольшие инвестиции для   модернизации и переоснащения на новую технику   «Яковлевской мануфактуры». Это позволило бы на месте старого предприятия создать новое компактное высокотехнологичное производство, выпускающее в 1,5-2 раза продукции больше, причем из отечественного сырья и при идеальном качестве.

А как объяснить, что до сих пор большинство швейных предприятий, за исключением цехов по пошиву комплектов постельного белья, используют преимущественно импортные ткани?

В-пятых, создание производств по типу тракторного завода в Лежневе, на котором из привезенных комплектующих   выпустили несколько тракторов, а потом все остановили только дискредитирует саму идею малого предпринимательства, лишний раз убеждая людей в стремлении областных властей пустить людям пыль в глаза, но с обязательным перерезанием губернатором красной ленточки.

В-шестых, по производственному потенциалу область уже в разы уступает соседним Владимирской и Ярославской областям, год за годом все более отставая даже от уступающей нам в полтора раза по численности населения Костромской области. И это отставание из года в год нарастает.

И в-седьмых, несмотря на утверждения областного правительства о росте инвестиционной привлекательности нашего региона в цифрах наблюдается прямо противоположная картина. В частности, в 2012 году по сравнению с 2011 годом объем всех инвестиций в основной капитал не только не увеличился, а даже уменьшился на 25%. В 2013 году область по объему инвестиций тоже оказалась ниже уровня 2011 года.   За 8 лет в области не построено ни одного даже среднего предприятия, не говоря уже о крупных.

Сельское хозяйство

В сельском хозяйстве сложилась не менее катастрофическая ситуация. По состоянию на 1 января текущего года около 70% сельскохозяйственных земель по назначению не используются, более 30% заросли мелколесьем и кустарником, требуют полной рекультивации. Из года в год сокращается количество пахотных земель. За семь лет это сокращение составило 1,3 раза.

Производство сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий характеризуется следующими показателями:

 

2005 год

2010 год

2012 год

Растениеводство

валовой сбор, тыс. тонн

     

зерновые и зернобобовые культуры (без кукурузы)

92,7

81,8

124,7

картофель

123,9

102,8

147,7

овощи

84,3

80,3

81,3

льноволокно

1,7

0,5

0,6

Животноводство

     

мясо на убой в живом весе, тыс. тонн

34,1

37,4

41,6

молоко, тыс. тонн

183,3

168,1

163,3

яйца, млн. штук

297,1

376,1

371,7

шерсть, тонн

35

18

20

Поголовье скота, тыс. голов:

крупный рогатый скот:

107,2

81,5

71,8

в том числе: коровы

47,8

37,8

32,6

свиньи

30,5

16,8

13,7

овцы и козы

41,9

26

24,2

лошади

0,5

0,4

0,4

птица

 

2563,4

2958,4

2966,8

Как видно из приведенных таблиц, прирост производства мяса в области связан, в основном, с увеличением поголовья птицы, с одной стороны, а с другой, с вырезанием   крупного рогатого скота   и сокращением его поголовья. А это путь в никуда.

Основными производителями зерна, как и в годы советской власти, остаются сельскохозяйственные организации. Их доля в производстве зерна в 2013 году по предварительным данным составила 86,9%. Производство картофеля и овощей, в основном, сосредоточено в хозяйствах населения, которыми в 2013 году выращено соответственно 88,7% и 77,1% общего сбора этих культур, и в сельхозорганизациях – соответственно 5,6% и 21,9%. Фермерами в 2012 году получено зерна 12,9% от общего сбора, картофеля – 5,7%, овощей – 1,0%.

Комментарии, излишни.

Транспорт

Ситуация с   перевозкой пассажиров косвенно   тоже характеризует состояние, как экономики области, так и уровень жизни населения. Сокращение за 7 лет количества перевезенных пассажиров в 2,8 раза как раз и говорит об этом. Аналогично обстоит дело и с грузоперевозками. Резко сократился объем перевозок в 2013 году.

Перевозка пассажиров транспортом общего пользования, тыс.человек

 

2005 год

2010 год

2012 год

Транспорт-

93757

36667

33476

железнодорожный

2833

1800

1661

в т.ч. пригородный

2348

1394

1249

автобусный

28567

13524

10321

трамвайный

   22524

-

-

троллейбусный

39744

21343

21494

внутренний водный

89

-

-

При нынешней политике область может лишиться большинства пригородных поездов.

Связь

В области продолжается целенаправленная ликвидация радиотрансляционных точек при незначительном росте числа телефонных аппаратов сетей общего пользования, что чревато большими бедами в будущем при возникновении чрезвычайных ситуаций, типа Крымска. В частности, если в 2005 году число радиотрансляционных точек по области составляло 97,3 тысячи, то на начало 2013 года – 18,5 тысяч. В сельской местности радиотрансляционные точки ликвидированы вообще.

Жилищно-коммунальное хозяйство

21 февраля 2013 года российское правительство выпустило постановление о федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2013-2015 годы. Из 18 субъектов Центрального федерального округа Ивановская область по дороговизне жилищно-коммунальных услуг оказалась на третьем месте, пропустив вперед себя только Москву и Московскую область. Учитывая, что по уровню средней номинальной заработной платы   область занимает 76 место по России из 83 регионов и 18 место из 18 регионов по ЦФО, нетрудно себе представить, какое тяжелое бремя по оплате не в меру завышенных тарифов жилищно-коммунальных услуг лежит на плечах жителей области.

А если к этому добавить безнаказанность и бесконтрольность управляющих компаний в расходовании денег, собранных с жильцов, полный беспредел в оплате общедомовых услуг, переложение ответственности за неплательщиков с поставщиков энергоресурсов и услуг на жителей многоквартирных домов, то остается только посочувствовать большинству жителей, которых тарифы на энергоресурсы и   жилищно-коммунальные услуги постепенно доводят до разорения и нищеты.

Социальная сфера

Восьмилетнее правление областью команды Меня и Ко надолго останется в памяти жителей области, как восьмилетка ликвидации и свертывания большого числа учреждений социальной сферы, построенных еще в годы советской власти. Этот процесс продолжался и в 2013 году. Судите сами:

 

2005 год

2010 год

2012 год

Дошкольные образовательные учреждения, в том числе

409

385

381

в городах и поселках городского типа

296

293

297

в сельской местности

113

92

84

Летние оздоровительные лагеря, в том числе

642

378

511

загородные

34

16

14

Общеобразовательные школы, в том числе

453

316

304

дневные

442

306

295

вечерние

11

10

9

Учреждения начального/среднего профессионального образования

32/27

27/22

23/20

Общедоступные публичные библиотеки, в том числе

435

371

141

в городах и поселках городского типа

127

96

76

в сельской местности

308

275

65

Учреждения культурно-досуговые , в том числе

449

364

349

в городах и поселках городского типа

51

50

52

в сельской местности

398

314

297

Киноустановки

296

20

15

Больничные учреждения

80

58

66

Число больничных коек

13852

11027

10904

Число больничных коек для детей

1959

1451

1475

Число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений

172

123

131

Фельдшерско-акушерских пунктов

355

250

253

Число врачей

5621

5504

5533

Средний медицинский персонал

14930

11003

10983

Число станций скорой помощи

31

26

24

Спортивные сооружения

1406

1375

1756

в том числе: на селе

433

386

444

Реформирование и оптимизация системы здравоохранения в области свелись, в основном, к демонтажу советской системы здравоохранения, считавшейся лучшей в мире, и к ликвидации значительного числа лечебных учреждений, в первую очередь, в сельских и отдаленных районах. Хотя, справедливости ради, следует заметить, что в ряде оставшихся учреждений была поставлена новая медицинская техника, которая сегодня зачастую не   используется и простаивает либо из-за отсутствия соответствующих кадров, либо из-за недоступной для населения цены за эти услуги.   Проблема врачебных кадров при наличии собственной медицинской академии сегодня вообще вышла на первое место. Врачи при нынешней плановой нагрузке, с никому не нужной отчетностью, не в состоянии принять все увеличивающийся поток больных, что приводит к росту очередей на прием в поликлиниках.

Немало отрицательных моментов появилось в вопросе оказания своевременной медицинской помощи в районах с малочисленным населением. В целом же «оптимизация» здравоохранения привела к тому, что тысячи пациентов оказались отрезанными не только от высокотехнологичных операций, но даже от элементарной первичной медицинской помощи. Для многих больных   становится все более проблематичной сама возможность получения бесплатной медицинской помощи. Еще оставляет желать лучшего материально-техническая база многих лечебных учреждений. Немало проблем с обеспечением больных лекарствами, как в самих больницах, так и через аптечную сеть. Особенно по льготным рецептам и, особенно, в сельской местности. Это не может не вызывать обеспокоенности и врачей, и жителей области. Вызывает беспокойство и уровень заработной платы в медицинских учреждениях, учреждениях образования и культуры, ибо стимулирующие выплаты для большинства работников или ничтожно малы, или попросту до них не доходят, расходуются   на другие цели.

Экология

Этот вопрос, судя по всему, мало беспокоит областные власти. Когда решался вопрос о строительстве в Шуе завода «Эггер», то владельцам завода было поставлено условие недопустимости использования в технологическом процессе феноло-формальдегидных смол. Но, судя по многочисленным жалобам жителей города и окрест лежащих деревень, владельцы завода нарушают технологию производства, а областные власти закрывают на это глаза. Хотя этот вопрос давно назрел и требует своего решения и постоянного контроля со стороны санитарно-экологических служб. Ибо подобные же проблемы могут возникнуть при строительстве других предприятий с привлечением иностранных инвестиций.

Сфера политики

Нынешняя власть делает все возможное, чтобы предать забвению славные революционные, боевые и трудовые традиции Ивановского края. В годы советской власти наследники красных ткачей открыли на берегу реки Талки мемориальный комплекс и зажгли Вечный огонь в честь событий 1905 года: стачки Ивановских текстильщиков и создания первого в России общегородского Совета рабочих депутатов, ставшего прообразом советской власти. На площади Революции, где погибли первые участники стачки, установили памятник борцам Революции. Построили музей   Первого Совета. Сегодня делаются попытки вычеркнуть из памяти людей эту страницу нашей истории. На глазах разрушается мемориал 1905 года на реке Талке, погашен   Вечный огонь. Закрыт музей Первого Совета. Теперь это музей бывшего фабриканта Дмитрия Бурылина. Изменен герб города, с которого убран факел – символ первой русской революции, а на самой площади с помпой открыли памятник фабриканту Якову Горелину.   Тихо стерли имя В.И.Ленина с фасада энергоуниверситета, а имя М.В.Фрунзе с фасада текстильной академии, ликвидировали кабинет - музей Фрунзе. Постепенно предаются забвению имена Героев Социалистического труда, ударников первых пятилеток, первых депутатов общегородского Совета рабочих депутатов. В неудовлетворительном состоянии находятся многие памятники основателю нашего государства В.И.Ленину.

Основные итоги деятельности команды М.Меня и ко за 2006-2013 годы

Первое. Ивановская область на фоне остальных регионов России становится все более и более депрессивным и дотационным регионом.

Если за 2001-2005 годы доходная часть консолидированного бюджета области выросла в 3,8 раза при увеличении доли собственных доходов с 52,6% до 60%, то в 2013 году, то есть за 8 лет нахождения у власти нынешней команды, при росте доходов к уровню 2005 года в 2,77 раза доля собственных доходов сократилась до 52%.

Из года в год растет внутренний долг области. На начало 2014 года он составил 10350 млн. рублей, что в 20,6 раза превышает долг на 1 января 2006 года, когда команда начинала свою деятельность. И на последующие годы запланирован его дальнейший рост, причем   нынешняя команда не видит реальных путей его снижения. Более того к 2018 году планируется, что этот долг вырастет с 54,5% от объема собственных доходов в 2013 году до 90%.

Это, с одной стороны, увеличивает расходы областного бюджета по обслуживанию долговых обязательств на сумму, превышающую только в 2014 году 1 млрд. рублей, а с другой стороны, область все более и более начинает жить не по средствам, в долг, который со временем может стать неподъемным, доведя область до полного банкротства.

Второе. За восемь лет нахождения у власти администрации Меня и Ко тарифы в области выросли (не считая роста в 2014 году):

-на проезд в городском автобусе – в 2- 2,6 раза;

-на электроэнергию – в 2,67 раза;

-на холодную воду и водоотведение – в 2,54 раза;

-на горячую воду – в 3,49 раза;

-на отопление – в 2.74 раза;

-на сетевой газ – в 3,84 раза;

-плата за жилье – в 2.91 раза;

-плата за детские сады-ясли – в 2,69 раза;

-цена 1 квадратного метра общей площади квартир на первичном рынке жилья – в 2,64 раза;

-цена 1 квадратного метра общей площади квартир на вторичном рынке жилья – в 3,5 раза.

Третье.   По данным РИА «Рейтинг», Министерства регионального развития и фонда «Петербуржская политика по итогам 2013 года Ивановская область вышла по России:

-на последнее 83 место из 83 регионов по объему реального сектора экономики;

-на 81 место в рейтинге инвестиционной привлекательности;

-на 80 место по объему инвестиций в основной капитал на душу населения;

-на 79 место по остатку денежных средств семьи после проведения минимальных расходов (по уровню жизни семей);

-на 77-78 место в рейтинге социально-экономического положения Минрегиона;

-на 76 место по объему вода жилья на душу населения;

-на 76 место по размеру средней номинальной заработной платы;

-на 76 место по динамике инвестиций в человеческий капитал;

-на 75 место по доходам консолидированного бюджета на душу населения;

-на 65 место в рейтинге социально-экономического положения регионов по данным РИА «Рейтинг»;

-на 1 место по снижению производства сельскохозяйственной продукции.

Как следствие, область тратит значительные средства на социальное обеспечение при мизерном размере детских пособий и прочих выплат. Мало денег вкладывается в капитальные вложения.

Четвертое. Предварительные итоги одиннадцати месяцев 2013 года по сравнению с одиннадцатью месяцами 2012 года (за полный 2013 год данные облстата пока отсутствуют) показывают, что   производство важнейших видов продукции в области продолжает падать.

В частности:

по хлопчатобумажной пряже – на 9,3%;

по шерстяной пряже – на 5,8%;

по льняной пряже – на 23,1%;

по хлопчатобумажным тканям – на 4,9%;

по льняным тканям – на 12%;

по чулочно-носочным трикотажным изделиям – на 20,1%;

по мужским костюмам – на 31,4%;

по красителям – на 23,1%;

по производству стали – на 46%;

по производству электроэнергии – на 3,9%;

по колбасным изделиям – на 13,1%;
по мясу домашней птицы – на 14%;

по производству растительных и животных масел – на 18,3%;

по муке – на 78,7%;
по хлебобулочным изделиям – на 11,7%;

по кондитерским изделиям – на 7,0%;
по майонезу – на 29,1%.

Пятое. Даже в условиях вступления страны в ВТО, когда правительство относится к текстилю по принципу: «нет отрасли, нет проблемы», ни Мень, ни Коньков и их команда так и не смогли предложить руководству страны реальную концепцию развития региона, под которую Федеральное Собрание обоснованно согласилось бы   выделить в   бюджете страны   необходимые деньги.

Аналитическая группа

 


width=

span style=/span