Об искусстве противостояния паразитам

№59 (30702) 8 – 11 июня 2018 года

Мизеров Иван

 

Школа профсоюзной борьбы

Каждому соотечественнику знакомы строки из "Интернационала":

Лишь мы, работники всемирной

Великой армии труда,

Владеть землей имеем право,

Но паразиты - никогда!

В российской армии наемного труда, имеющей право владеть всеми земными благами, 87% соотечественников. Практически половина из них - рабочие. Им приходится сегодня защищать прежде всего свои трудовые, социальные права. Главными инструментами этой защиты призваны быть профсоюзы.

СEГОДНЯШНИE РОССИЙСКИE профсоюзы распадаются на две неравные части. Одна - многочисленная, официально-официозная, объединяемая ФНПР, то есть Федерацией независимых профсоюзов России. А независима она только от интересов работников наемного труда, зато услужлива как в отношении государственной власти, так и класса капиталистов и отдельных эксплуататоров. Но есть и другие профсоюзы, противостоящие и отдельным всевластным толстосумам-работодателям, и в целом буржуазному классу. Эта часть профсоюзов еще в стадии становления. Тем ценнее примеры создания подлинно пролетарских профсоюзов, организаций-бойцов, ведущих непрерывное сражение уже за само свое право существовать параллельно с выхолощенными, соглашательскими "официальными" профсоюзами.

Одной из таких организаций-борцов является Межрегиональный профсоюз работников общественного транспорта (МПРОТ), объединяющий водителей и техников в разных регионах нашей обширной Родины, в том числе и в Москве. Председатель Московского профсоюза работников общественного транспорта Юрий Владимирович ДАШКОВ во время нашего общения высказывал свое мнение по широкому кругу вопросов, которые сегодня волнуют общество. Например, он возмущенно приводил примеры избирательных махинаций, которые были замечены его товарищами во время президентских выборов 18 марта. Но какой бы темы он ни касался, в конечном счете всегда выходил на вопросы жизни большого коллектива транспортников, на острые социальные противоречия, характерные для этой организации и одновременно типичные для всей трудовой России. Впрочем, нельзя рассматривать те же выборы в отрыве от повседневной жизни выбирающих.

Юрий Дашков особое внимание уделил принуждению к переходу на выгодную хозяевам смену рабочего графика. Она резко увеличивает нагрузку на водителя. Отличие графика 2 выходных через 2 рабочих дня к графику, когда водитель получает выходной через пять, а то и шесть рабочих дней, понятно каждому. При этом надо иметь в виду не только проблему восстановления рабочего состояния труженика, но и (а, может быть, даже в первую очередь) то, что создается реальная угроза жизни и здоровью пассажиров. Изможденные и недосыпающие водители просто не в состоянии надлежащим образом оценивать обстановку на бурных, как горные реки, столичных дорогах.

В некоторых случаях рост эксплуатации водителей и вовсе доходит до маразма, который был бы смешным, если бы тяжко не сказывался на реальных людях. Так, в нескольких парках Москвы их руководство расторгло (или не перезаключило) договоры с фирмами, осуществлявшими мойку машин. В результате сперва для всех водителей появилась дополнительная обязанность, связанная с пресловутым мытьем: они должны были самостоятельно решить этот вопрос или отогнать свою технику на "общегражданскую" автомойку. Все это - уже во внерабочее время. Занимали эти занятия по 2-3 часа.

Затем, вероятно, и городское руководство, и директора парков смекнули, что дальше так дело продолжаться не может. Тогда было принято решение использовать мойку как. форму наказания! В то время как одни водители перерабатывали на новом графике до последних пределов, другие, не желавшие переходить на графики 5:2 и 6:1, произвольно снимались с маршрутов и направлялись на вспомогательные работы. На мойку, в частности. И все это без каких-либо перемен в трудовых договорах, без надлежащего оформления!

Водитель автобуса, а с недавних пор - активист профсоюза МПРОТ Валерий Николаевич Кузнецов записал в ответ небольшое видеообращение к своим коллегам с призывом включаться в работу профсоюза, отстаивать свои права. Он весьма точно характеризовал ситуацию: водители и техники стали ходить на работу, как на некую каторгу в исправительном учреждении, где то, что они делают, определяется не трудовым договором, но совсем другими нормами, а то и прихотью начальства.

В автопарках массовый характер носят нарушения техники безопасности, связанные с несвоевременным или вовсе неполным ремонтом подвижного состава, который тем не менее продолжают выпускать на регулярной основе в рейсы. Ряд нарушений принял настолько системный характер, что попытки водителей-новичков обращать внимание на нарушения давно установленных и всем очевидных норм встречают. откровенное удивление старожилов. При этом в Мосгортрансе установлен порядок, когда за те внештатные ситуации, которые вызываются политикой руководства парков, формально отвечают (в том числе материально) именно водители и только они. Взыскания, штрафы, лишение премий - все это превращено в обыденность, часть повседневной служебной рутины.

Тех же, кто пытается как-либо противодействовать этим безобразиям и идти поперек линии руководства, которая нацелена на всемерную экономию, в том числе в ущерб качеству работы и даже безопасности, без промедления и жалости под надуманными предлогами вышвыривают с работы. Например, работника Северо-Восточного филиала ГУП Мосгортранса А.С. Семикова уволили фактически только за то, что он являлся руководителем первичной ячейки МПРОТ и пытался отстаивать права товарищей. К счастью, подобной тактике работодателей вполне можно противодействовать, если вести дело с должным напором и умением. В настоящее время Семиков при помощи своих товарищей по профсоюзу был успешно восстановлен на работе.

Всего за время своего существования, а это чуть менее 5 лет, МПРОТ только в Москве смог успешно восстановить на прежних рабочих местах 10 человек, которых по надуманным обвинениям, фактически же за их твердые пролетарские принципы, пытались изгнать из профессии.

Вообще именно независимый, реально отстаивающий интересы работников профсоюз - наиболее эффективный, сильный инструмент в защите прав членов трудового коллектива, в борьбе за достойные условия труда, за безопасность на производстве. Мосгортранс упорно не желает официально взаимодействовать с МПРОТ, но не замечать и игнорировать его уже не может. Даже при своей нынешней еще достаточно скромной численности профсоюз стал настоящей занозой для тех, кто привык относиться к рабочим как к бессловесному быдлу. МПРОТовцы добились многого. Мы еще большего могли бы достигнуть, если бы не ряд препятствий.

Особо нужно указать на, как и всегда, презренную, штрейкбрехерскую роль официального "шмаковского" профсоюза. Он не только ничего не сделал в защиту трудящихся, но явно и намеренно ставил палки в колеса МПРОТ, воспринимая его и его активистов как своих конкурентов и угрозу своему существованию в коллективе. Дошло до того, что именно с опорой на официальный профсоюз руководство предприятия вгоняет самый ядовитый шип в тело независимого - отказывает нашей организации в предоставлении какого-либо помещения, что очень тяжело сказывается на текущей работе.

Однако никаким штрейкбрехерам не остановить развитие и нарастание подлинного профсоюзного движения. Почему? Потому что ко все большему кругу наемных трудящихся приходит понимание: только скоординированная, солидарная борьба рабочих за свои права может принести успех. Уместно здесь вспомнить о примере Шереметьевского профсоюза летного состава, которому удалось в судебном порядке истребовать с работодателя в общей сложности почти миллиард рублей. Это в очередной раз подтверждает, что объединенные, организованные и не боящиеся давления хозяев работники - это большая сила, с которой вынуждены считаться не только работодатели, но и власти.

Eдинство рабочих, их способность выступать не разрозненно, но как могучий, общий кулак - залог их неизбежной победы!

С сайта https://kprf.ru/pravda/issues/2018/59/article-61580/