Капитал требует жертв

№101 (30744) 18—19 сентября 2018 года   
Автор: Сергей КОЖЕМЯКИН. (Соб. корр. «Правды»). г. Бишкек.

Сотни людей ежегодно гибнут в Казахстане из-за производственных травм. Стремясь к максимальной выгоде, владельцы предприятий экономят на безопасности сотрудников и вынуждают их работать в нечеловеческих условиях. Власти же фактически закрывают на это глаза.

ВЫСОКИМ уровнем производственного травматизма, вызванного, главным образом, неудовлетворительными условиями труда, в Казахстане никого не удивить. Сообщения о погибших и искалеченных рабочих появляются буквально каждый день. Тем не менее обнародованные на последней коллегии прокуратуры Восточно-Казахстанской области данные имели большой резонанс. Надзорный орган провёл проверку соблюдения трудового законодательства в двух крупнейших горнодобывающих компаниях региона: ТОО «Казцинк» и ТОО «Востокцветмет». Обе занимаются добычей и выплавкой цинка, свинца, меди, серебра и золота, владеют рудниками и обогатительными фабриками, на которых трудятся почти 20 тысяч человек.

Как заявили в прокуратуре, всего было выявлено 1,5 тысячи нарушений. На предприятиях игнорировались нормы промышленной безопасности, скрывались факты травматизма, не выделялись средства на модернизацию оборудования. Каждый третий рабочий вынужден трудиться в условиях, не соответствующих элементарным нормам. Всё это в совокупности приводит к опасным инцидентам. Только в прошлом году здесь погибли 19 человек, две сотни рабочих получили травмы.

В отчёте о проверке содержатся вопиющие примеры настоящего издевательства над людьми. На принадлежащем компании «Востокцветмет» Орловском руднике шахтёры трудились при температуре 65 градусов, хотя норма составляет 26 градусов. Концентрация сернистого газа в воздухе превышает предельно допустимый уровень в 20 раз. В проходах шахты обнаружено 15 потенциально опасных мест без крепления горной массы. Год назад здесь в результате обвала уже погиб один рабочий, пострадали ещё семь человек, но ситуация с тех пор не улучшилась. Значительная часть техники и механизмов полностью отработала сроки эксплуатации, что также грозит новыми трагедиями.

Не лучше ситуация на других рудниках. Практически везде находятся в плачевном состоянии (или вовсе отсутствуют) системы освещения и кондиционирования воздуха, отслужили нормативный срок подъёмные машины и другое оборудование. На семи выработках было выявлено отсутствие запасных выходов, в связи с чем прокуратура постановила временно прекратить на них работу.

Руководство горнодобывающих компаний пообещало устранить все нарушения. Но в этом есть большие сомнения. Владельцы предприятий уверены в собственной безнаказанности, чему самым непосредственным образом способствует позиция властей. На той же коллегии областной прокуратуры стало известно, что госорганы прекрасно знали о ситуации. Например, департамент промышленной безопасности в прошлом году выявил на вышеуказанных предприятиях больше тысячи нарушений, но не принял никаких мер. Да и на этот раз компании отделались мизерными штрафами и предписаниями.

Стоит ли удивляться, что уровень производственного травматизма в Казахстане остаётся на стабильно высоком уровне. По данным комитета труда, социальной защиты и миграции министерства труда и социальной защиты населения, в прошлом году на рабочем месте пострадали 1678 человек, что всего на 0,3 процента меньше показателей 2016 года. Из них погибли 244 работника. Не стоит ждать существенного улучшения и в текущем году. По итогам первых пяти месяцев произошло 579 несчастных случаев, в том числе 70 со смертельным исходом.

Причём если число летальных исходов утаить сложно, то цифры по общему количеству травм явно занижены. На это указывает тот факт, что из обследованных в прошлом году 1,7 миллиона работников каждый четвёртый трудился в опасных и вредных условиях. Однако работодатели всеми силами стараются скрыть подобные случаи, пользуясь покровительством чиновников некоторых ведомств. Таким образом, не исключено повторение трагедий 2006 и 2008 годов, когда в Карагандинской области погибли десятки шахтёров.

Обратим внимание ещё на одну закономерность: грубейшие нарушения условий труда, износ оборудования и, как следствие, рост травматизма стали лавинообразно нарастать после перехо-да предприятий в частные руки. Например, компания «Казцинк» принадлежит швейцарскому холдингу «Гленкор Интернэшнл», а владельцем «Востокцветмета» является бизнесмен Олег Новачук. Казахстанская версия журнала «Форбс» оценивает его состояние в 352 миллиона долларов, поместив Новачука на 15-е место в списке богатейших людей республики.

Таким образом, не выдерживает никакой критики излюбленный мотив либеральной пропаганды о том, что владельцы-частники могут вдохнуть новую жизнь в «устаревшие» советские предприятия. Единственным побуждением капитала всегда и везде была прибыль, в жертву которой он готов приносить здоровье и жизнь трудящихся. Пример Казахстана, где разворачивается «вторая волна» приватизации, это доказывает со всей очевидностью.

http://gazeta-pravda.ru/issue/101-30744-18-19-sentyabrya-2018-goda/kapital-trebuet-zhertv/