Курьеры снова в авангарде

Газета «Правда» №66 (31126) 25—28 июня 2021 года

Автор: Владислав ГОНЧАРОВ.

Стоило только таксистам «Яндекса» прекратить забастовку, о нарушении своих трудовых прав заявили работники другого сервиса компании — «Яндекс. Лавки».

Причиной недовольства курьеров послужили действия работодателя,

ударившие по зарплате работников. Так, филиал «Яндекс.Лавки» — ООО «Тринити-Стар» снизил гарантированную минимальную оплату в три раза: со 150 до 50 рублей в час. Некоторым курьерам немного повезло — им снизили оплату до 130 рублей в час, случайным образом.

Наглядно рассмотрим, как понижение «минималки» ударило по кошелькам работников. Допустим, если курьер будет работать по графику 5/2 без переработок, по 8 часов в день, с минимальной оплатой по 150 рублей в час, за месяц он заработает 25200 рублей, по графику работы 2/2, но по 10 часов в день с той же «минималкой» заработает 24000 рублей. Это немного, но на такую сумму можно выживать.

Возьмём теперь по 50 рублей в час. По графику 5/2 при том же рабочем времени месячный заработок составит 8400 рублей, по графику 2/2 — 8000 рублей. Это крайне мало, учитывая, что нынешний прожиточный минимум в Москве составляет 18029 рублей. Курьеры «Яндекс.Лавки» получат за месяц в два с лишним раза меньше, и здесь даже переработки не помогут поправить ситуацию: на такую сумму себя бы прокормить, не то что семью.

Количество заказов у курьера в «Яндекс.Лавке» зависит от очереди работников «на линии». Расклад такой: если курьеров много, то заказов мало, и наоборот. Бывает и так, что на точку одному курьеру может поступить крайне много заказов, однако за усердную работу никаких бонусов ему не полагается — придётся довольствоваться пресловутым полтинником.

Неудивительно, что курьеры не посчитали нужным терпеть такое отношение к себе и вышли на забастовку. 20 человек, работающих в соседних точках, отказались от выхода на работу. Работодатель был вынужден привлечь для доставки товаров водителей такси. Также бастующих курьеров оштрафовали за невыход на работу.

Работникам на помощь подоспел профсоюз «Курьер». Выяснилось, что минимальный заработок доставщиков был снижен по причине технических сбоев. Это нисколько не оправдывает «Яндекс», учитывая, что цифровой гигант обратил внимание на проблему только после забастовки и обращения в компанию председателя независимого профсоюза «Курьер» Кирилла Украинцева для выяснения причины снижения тарифа. Очевидно, что такой расклад с «техническим сбоем» позволил бы руководству «Яндекса» сэкономить на курьерах, но всё пошло не по плану.

На официальном Ютьюб-канале профсоюза «Курьер» вышло обращение курьеров «Яндекс.Лавки» к руководству. Работники поделились своими проблемами и выступили с рядом требований к работодателю. Они требуют:

1. Перерасчёта зарплаты по ставке 150 рублей отработавшим с 10 по 13 мая по тарифу 50 рублей в час. «Яндекс» сообщил, что это был технический сбой.

2. Отменить штрафы курьерам, не вышедшим на смену 13 мая.

3. Разблокировать в приложении заблокированного (уволенного) курьера Самагана Кыргызбаева, не вышедшего на смену 13 мая.

4. Обеспечивать рабочими сменами (слотами) новых и старых курьеров. Смен не хватает в результате набора курьеров.

5. Оплата доставок-посылок. Автокурьеры «Яндекс. Таксометра» получают за них оплату.

6. Два адреса — два заказа — две оплаты, если это мультизаказ (в одном маршруте два клиента). За первого клиента не платят. Оплата производится за маршрут от места выдачи до второго клиента.

Работники огласили требования, теперь нужно ждать ответных действий от «Яндекса». У курьеров перспективы неплохие, учитывая, что за их спинами стоит ещё молодой, но достаточно боевой профсоюз «Курьер», который за последний год успел одержать несколько побед в непростой борьбе за права трудящихся. Летом прошлого года профсоюз добился выплаты зарплаты 300 курьерам «Delivery Club», осенью того же года профсоюзу удалось выйти на переговоры с работодателем и смягчить пресловутую систему штрафов, из-за которой страдало большинство курьеров компании.

Теперь уже курьеры «Яндекса» столкнулись с серьёзной проблемой, но, подобно своим коллегам из «Delivery Club», не стали терпеть произвол работодателя. Пожелаем работникам оставаться единой командой, не сдаваться и продолжать борьбу, пока руководство компании не выполнит всех требований.

Читать: https://gazeta-pravda.ru/issue/66-31126-2528-iyunya-2021-goda/kurery-snova-v-avangarde/