За что начальство не любит авиадиспетчеров

Автор Альберт СПЕРАНСКИЙ

http://www.gazeta-pravda.ru/index.php/item/50-za-chto-nachalstvo-ne-lyubit-aviadispetcherov

Самый, пожалуй, сильный профсоюз в России — авиадиспетчеров (ФПАД) — провёл недавно отчётное заседание исполкома. Это был не только отчёт о том, что удалось сделать за прошедший год, разговор шёл о возможностях улучшить работу в будущем.

ВЫСТУПАЛИ представители филиалов, съехавшиеся со всей страны. Было задано много вопросов, адресованных руководству «Госкорпорации по организации воздушного движения», представителю Росавиации. Нужно отдать должное этим «тузам», они посетили заседание, хотя очень скоро засобирались на какие-то якобы более важные встречи. Обилие вопросов к начальству было связано с тем, что на предприятии не заключён единый коллективный договор, что порождает множество недоразумений на местах, в филиалах. Реакция генерального директора: «Я вашу фамилию записал, будем разбираться». Вот такая жизнь, словно в потёмках, такие попытки найти выход из подвала.


Но по порядку. С отчётным докладом выступил президент ФПАД Сергей Ковалёв, поведавший, как работодатель под разговоры о социальном партнёрстве целый год увёртывался от заключения коллективного договора. Рассказал и о том, как прежний генеральный директор Горбенко пытался уничтожить ФПАД. С этой целью, вместо прямого коллективного договора с профсоюзом всего предприятия, были заключены, так сказать, местечковые, сепаратные соглашения местных профсоюзных ячеек с руководством филиалов. В этих убогих документах было, кстати, предусмотрено, что сторона работодателя может менять любой пункт в одностороннем порядке. Таким образом, филиалы стали жить обособленной жизнью, неудивительно, что возникало много нарушений в трудовых отношениях.

Приход нового генерального директора Игоря Моисеенко поначалу обнадёжил: вроде бы свой человек, успевший в прошлом поработать авиадиспетчером. Но, увы, ничего не изменилось.

Многие профсоюзы типа ФПАД, как на стенку, наталкиваются на современный Трудовой кодекс. Нынешние правители с целью понравиться либеральной публике «несут по кочкам» советские порядки и нормы, клеймя мнимое иждивенчество прошлых поколений. Раньше было понятие «трудовой коллектив», защищавший работника от всех напастей. Для каждого здесь существовал социальный лифт. Не давали члену коллектива пропасть, его не могли уволить, оставить без хлеба. Были общие для всех гарантии. Это была своего рода община, основа советского строя, которую капиталистическая власть истово принялась разрушать. Не случайно же воздвигнут памятник Столыпину, который ополчился на российскую общину ещё в царские времена. Никуда не денешься, закон капитализма: каждый за себя, каждый ближнему соперник.

В действующем Трудовом кодексе признаки этой общины остались. За коллективный договор или какое-то другое серьёзное решение на предприятии должно, как известно, проголосовать не меньше половины трудового коллектива. Начальство очень ловко использует эту вроде бы демократическую норму в своих интересах.

Как бороться при этом за свои права представителям стратегических профессий, которые кормят предприятие, например пилотам, авиадиспетчерам? Решения-то принимают и сами начальники, которые тоже являются весомой частью коллектива, и уборщицы, и водители, которые начальников возят, и прочий подсобный народ, всегда составляющий большую часть коллектива, попробуй его обойди. Тем более если он послушный и зависимый — кого подкупят, кого принудят. Эти люди в основном и голосуют против разумных, но неугодных начальству инициатив профессионалов, вот и вся «трудовая демократия». Трудовой кодекс заставляют служить не квалифицированному рабочему, а работодателю, не давая, таким образом, развиваться свободному, независимому профсоюзному движению.

Как рассказывал в своём докладе президент ФПАД Сергей Ковалёв, пришлось на предприятии формировать единый профсоюзный орган. Подписали для этого договор с профкомом авиаработников. Была проведена большая индивидуальная работа по передаче полномочий на ведение коллективных переговоров этому органу, представляющему интересы всех работников, даже не являющихся членами профсоюза.

А тем временем «свой парень» Моисеенко воспользовался услугами профсоюза авиаработников радиолокации, радионавигации и связи (ПАРРиС), который был приручён ещё прежним директором Горбенко, и всячески стал саботировать формирование единого профсоюзного органа. Несмотря на этот административной сговор, ФПАД с помощью коллег из профсоюза авиаработников собрал достаточное количество голосов для ведения коллективных переговоров. 9 января минувшего года руководству предприятия было отправлено предложение начать переговоры по заключению коллективного договора. Первая встреча состоялась 25 января. Были представлены документы, удостоверяющие полномочия единого профсоюзного органа.

Представители работодателя не сочли необходимым даже ознакомиться с этими документами. К ним, кстати, была приложена уточняющая информация о том, что при численности работников предприятия в 26577 человек единый профсоюзный орган отстаивает интересы 13503, что составляет больше половины.

Но работодатель в лице генерального директора посчитал, что такой единый профсоюзный орган полномочий не имеет. У руководства, выходит, своя арифметика.

Было проведено ещё несколько встреч профсоюзов с руководством ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», которые так и не увенчались началом переговоров о заключении коллективного договора. Зато договорились о создании комиссий (на равноправной основе) по заключению иных соглашений по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений. Прошёл уже почти год, но комиссии так и не были созданы.

Тут же, в зале, сидел пришедший со своей командой менеджеров Игорь Моисеенко. Но в его выступлении ничего внятного в ответ на критику профсоюзники так и не услышали.

Пока профсоюз авиадиспетчеров ждал создания различных комиссий, руководство предприятия форсировало заключение коллективных договоров в филиалах. Всё происходило по правилам, которые ввёл прежний гендиректор. Правда, появляться на таких собраниях, о которых идёт речь, генерал Горбенко считал для себя зазорным. Присылал, в качестве шпиона что ли, своего помощника Андрея Прянишникова, который, видимо, красочно разрисовывал в карикатурном, конечно, виде эти профсоюзные мероприятия, выставляя их как сборище врагов, заговорщиков.

Отдадим должное нынешнему директору, он сам пришёл на профсоюзное совещание, привёл свою команду, а несколько раньше даже вернул ФПАД помещение, из которого Горбенко выгнал профсоюз. Но на этом революция и закончилась. Боятся нынешние работодатели что-либо менять в пользу работников — такие уж они «демократы». И это понятно, ведь в противном случае их не поймут на верхних этажах власти, где для рабочей силы запланирована особая ниша — ниже плинтуса.

Проблем же в управлении воздушным пространством пруд пруди. Так, по словам одного из выступавших, в некоторых центрах некому стало работать, поскольку люди не могут сдать экзамен по английскому языку. Сделали анализ подготовки диспетчеров одного центра: 95 процентов тех, кто обучался за рубежом, сдали этот экзамен с первого раза, остальные — со второго. Кто не проходил такую подготовку, сдают экзамен по четыре, пять раз. Выступавший попросил руководство «Госкорпорации по ОрВД» оказать в этом деле помощь, возобновить обучение в зарубежных центрах.

На прямой запрос генеральный директор ответил по-своему, завёл разговор об ужесточении режима обучения. Участились, мол, случаи недобросовестного к нему отношения. Учились, дескать, только в первой половине дня, а в остальное время «гуляли». Сейчас такой порядок ужесточат. До обеда будет разговорный язык, после обеда — тренажёрная подготовка, спецзанятия. Свободного времени не будет. Введут жесточайший контроль за посещением занятий.

Но дело-то в том, что основой в обучении за рубежом было погружение в разговорный, житейский язык. Курсантов с этой целью подселяли в английские семьи. Если этого не будет, то зачем вывозить курсантов за кордон? Обучение можно устроить, даже не переходя Московскую окружную дорогу.

Как и пилотов, авиадиспетчеров тоже принялись обслуживать фирмы-скороспелки, создавшие якобы обучающие курсы. Имеешь высшее образование, год переподготовки — и ты авиадиспетчер. На эти курсы детей стали пристраивать родители со связями. Профсоюзники резко выступили против таких «варягов». Авиационная наука сложна, здесь много специфики, кроме английского языка требуется ещё и понимание принципов поведения летательного аппарата в небе, и многое другое.

Но руководство филиалов хочет заменить скороспелыми «специалистами» неугодных авиадиспетчеров, которые являются активистами профсоюза. Например, диспетчеры Орловского центра по организации воздушного движения А. Серегин и В. Лыков по надуманным причинам находятся в простое более двух лет (один — председатель, другой — его заместитель в местной профсоюзной организации ФПАД). Их постепенно подводят к сокращению. Работодатель уклоняется от направления их на курсы повышения квалификации по английскому языку для получения сертификата, несмотря на наличие вакансий. При этом туда направляют кандидатов в авиадиспетчеры на годичные курсы с любым образованием. И так по всей России — ограничивают активистов профсоюза, стараются их сократить, не дают им возможности пройти обязательную переподготовку.

В итоговом постановлении конференции записано много задач на будущее. Во-первых, необходимо провести проверку правомерности действий руководства филиала «Аэронавигации Севера Сибири» по сокращению дополнительных отпусков за вредные условия труда. Следует также проанализировать целесообразность организации набора кандидатов на целевые ускоренные курсы по подготовке авиадиспетчеров, не имеющих базовых знаний в области гражданской авиации, подготовить и направить генеральному директору ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» список авиадиспетчеров, находящихся в простое.

Всего 23 пункта, очень важных для деятельности предприятия. Это вопросы, которые нужно решать уже сегодня.

Многое не вошло в этот перечень. Вот, например, генеральный директор Игорь Моисеенко пожаловался, что предприятие обвиняют в низкой производительности труда. Так, авиадиспетчер из филиала «Аэронавигации Севера Сибири» Виктор Москвичев привёл в своём выступлении на конференции пример: техники, инженеры по радиосвязи приходят на смену по 5—6 человек. Делают при этом всё что угодно: красят, строят, заливают фундамент, убирают снег и так далее, но аппаратуру настроить не могут. С какой целью они ходят на работу, неизвестно. Если раньше инженеры меняли лампы и настраивали аппаратуру, то сейчас этим занимаются сторонние организации. Разве это порядок?

Какая уж тут производительность труда? Говорят одно, а делают другое, а точнее, пускают всё на самотёк. С этим и борется профсоюз авиадиспетчеров, за это его и не любит начальство, стараясь убирать с болевых точек активистов.

Альберт СПЕРАНСКИЙ.

Председатель совета Общероссийской общественной организации

«Рабочие инициативы».