Сокращать —ума не надо

  • Печать


Газета "Правда" №14 (30076) 11—12 февраля 2014 года

Как уже сообщалось, в середине января новый президент ОАО «АвтоВАЗ» Бу Инге Андерссон издал приказ о сокращении персонала на семь с половиной тысяч человек. Издал с ходу, едва появившись на предприятии. Контрольный пакет акций «АвтоВАЗа» — в руках зарубежных инвесторов, так что теперь с нашим братом можно и не церемониться. Гордость российского автопрома на три четверти России уже не принадлежит...

ГОСПОДИН Андерссон, швед по национальности, русским языком не владеет. Произносит с неподражаемым акцентом только отдельные слова, хотя смысл каких-то фраз, говорят, понимает близко к тексту. И даже немного пишет печатными буквами. Это первый иностранец среди вереницы отечественных руководителей предприятия после Владимира Каданникова, непрерывно сменявших друг друга. За плечами у него школа бизнеса Гарвардского университета, работа в структурах одного из крупнейших автоконцернов Запада. До «АвтоВАЗа» руководил российским «ГАЗом». Вазовский народ сразу же засёк, что новый президент появляется по утрам на разных производствах в семь часов двадцать минут. Что, не откладывая в долгий ящик, выступил с помощью переводчика перед профсоюзным активом. И вообще, энергично вникает в дела коллектива.

Никакой великой программы по возрождению завода пока не объявил, но этого добра и так хватает. А вот машин выпускается маловато, и качество тоже не очень. Персонал и производственные мощности рассчитаны тысяч на семьсот, а производство из года в год колеблется в пределах пятисот тысяч автомобилей. Реализация только в 2011 году перевалила за шестьсот тысяч, и то благодаря правительственной программе утилизации старых моделей. А в следующем году, когда программа завершилась, резко снизилась. В прошлом году продали 534911 автомобилей «Лада» — на 12 процентов меньше предыдущего года. Зато планов, как всегда, громадьё. Очередная программа всеобщего оздоровления завода к новому году и к новому президенту была уже подготовлена. В ней более ста двадцати (!) мероприятий, в том числе и сокращение персонала. Если оценивать перспективы только по количеству намеченных дел, то в грядущем процветании предприятия можно не сомневаться.

— А я в это слабо верю, — говорит лидер заводского профсоюза «Единство» Пётр Золотарёв. — Если новые хозяева намерены расширять производство, надо сохранить людей. Сократить — много ума не надо. Если слишком велики расходы на зарплату, пусть управленцы сократят свои оклады и бонусы.

Председатель профкома отраслевого профсоюза Сергей Зайцев менее категоричен в оценке ситуации. Сокращение, как он считает, — процедура неприятная, но вынужденная. Пять тысяч рабочих — эта цифра из приказа — реально сокращать не будут. Заполнят вакансии, что есть на предприятии, а приём новых работников уже приостановлен. Нормативная численность руководителей, специалистов и служащих — РСиС, как их для краткости называют на предприятии, будет снижена на 2,5 тысячи штатных единиц за счёт людей пенсионного возраста и тех, кто готов уйти на пенсию досрочно. Издан приказ «Об увольнении работников по соглашению сторон», предусматривающий выплату компенсационных пособий руководителям, специалистам и служащим, если они пожелают расторгнуть трудовой договор. Тем, кто уволится до первого марта, выплатят по пять среднемесячных заработков — это в пределах 125 тысяч рублей. В марте сумма выплат будет равна четырём, а в апреле трём средним зарплатам. А дальше — в соответствии с законодательством.

Правительство Самарской области тоже озаботилось ситуацией и разработало план мероприятий по трудоустройству и переобучению уволенных сотрудников «АвтоВАЗа». Губернатор Николай Меркушкин уже повстречался с Андерссоном и отметил его высокую трудоспособность. Видимо, доложили, что новый президент — пташка ранняя. После губернатора появился на предприятии директор городского центра занятости. Сотрудники центра готовы прямо на рабочих местах давать консультации и оказывать помощь всем, кто нуждается в трудоустройстве. Вице-президент по персоналу и социальной политике ОАО «АвтоВАЗ» Дмитрий Михаленко заверяет, что никаких оснований для беспокойства нет, оптимизация численности персонала будет осуществляться «максимально корректно».

Что-то я не припоминаю в истории неоднократных сокращений на автогиганте ни многотысячных компенсаций, не предусмотренных законом, ни трогательной заботы правительства, ни прямо-таки салонной предупредительности и корректности менеджмента. Конечно, сократить персонал легче, чем обеспечить его работой и наладить выпуск современных автомобилей, готовых конкурировать с иномарками. Но так и хочется умилиться трогательно-непривычному социальному партнёрству хозяев, профсоюзов и наёмных работяг. А также пробуждению робкого чувства ответственности за судьбы людей у больших начальников. Ведь могли бы обойтись без компенсационных щедрот и визита на предприятие директора центра занятости. Выпроводили бы народ за ворота — и шуруй, Вася, лопатой или метлой на общественных работах, как уже бывало в истории сокращений на «АвтоВАЗе».

За последние два десятка лет сокращения проходили жёстко. Избавлялись в первую очередь от тех, кто боролся за свои права и поднимал на борьбу других. Партийной организации в то время на предприятии уже не было, но настоящие коммунисты как были, так и остались, хотя открыто заявлять о себе не могли и действовали через обе профсоюзные организации «АвтоВАЗа». Представители традиционного профсоюза отстаивали интересы рабочих на различных собраниях и совещаниях, боролись за включение в коллективный договор гарантий занятости, достойной заработной платы, улучшения условий труда. Члены «Единства» во главе с Петром Золотарёвым выводили людей на митинги и забастовки.

Постоянно появлялись новые неформальные лидеры. Первого августа 2007 года рабочие Евгений Саляев из цеха 46/1, Александр Афанасьев из цеха 45/2 и другие вывели около тысячи человек из заводских корпусов. Главный конвейер был остановлен на три часа, но территорию предприятия никто не покинул, чтобы не обвинили в прогуле. Поводом послужил ответ тогдашнего президента «АвтоВАЗа» Владимира Артякова на письмо коллектива трёх цехов о нищенской зарплате. В том ответе не было ничего конкретного.

— Как жить, если мы едва сводим концы с концами, — сказала мне цеховой водитель Татьяна Яковлевна, побоявшись назвать фамилию. — На руки получаю семь-восемь тысяч рублей. Это нам на двоих с дочерью…

А в марте того же года в Самаре и Тольятти красовались предвыборные плакаты «Единой России», которые обещали зарплату в 25 тысяч рублей. Рабочие вспоминали и плевались с досады. Впрочем, даже менеджеры средней руки в то время на «АвтоВАЗе» получали гораздо больше, чем обещали «единороссы». А сам Артяков после короткого пребывания в должности президента отхватил бонус в размере более миллиарда рубликов. В те времена обнищавшая за годы перестройки Россия занимала четвёртое место в мире по уровню доходов менеджеров средней руки. Впереди были только Саудовская Аравия, Эмираты и Гонконг. Причём темпы беспардонного хапка галопом опережали темпы развития страны. В 2006 году ВВП вырос только на шесть с небольшим процентов, а доход российских управленцев — на 60, с 97714 до 157348 долларов. О высших менеджерах и говорить нечего: там счёт идёт на десятки миллионов «зелёных».

Особенно бурными были события 2009 года, когда объявили о массовом сокращении персонала завода почти на треть. Митинги, забастовки, пикеты… По журналистским делам я в те времена часто бывал на автогиганте и своими глазами видел, как под надуманными предлогами сотрудники вазовского отдела милиции задерживали рабочих активистов на проходных, а в цехах их потом обвиняли в прогулах и опозданиях на смену. Рабочим лидерам порой приходилось ночевать у друзей, потому что сотрудники правоохранительных органов по вечерам наведывались даже в квартиры.

Но листовки, призывавшие к борьбе за законные права, продолжали появляться, и рабочие в ответ на произвол администрации всегда были готовы по призыву своих лидеров собраться на митинг или в знак протеста приостановить работу. Руководители предприятия всеми силами пытались подавить возмущение рабочих во всех его проявлениях. Наиболее активных увольняли не только в порядке сокращения персонала, но и по статьям за мнимые нарушения трудовой дисциплины. Шли нескончаемые процессы в судах. Не каждый мог выдержать давление на работе, постоянную угрозу увольнения. Недаром Пётр Золотарёв называет своих активистов настоящими героями.

По примеру дореволюционных маёвок на лоне природы профком завода организовал профсоюзный тур на теплоходе «Феликс Дзержинский». В качестве корреспондента поучаствовал в нём и я. Внешне всё выглядело как обычная развлекаловка, а на самом деле несколько дней обсуждалась и готовилась программа «Дней осенних действий» — как их тогда называли. Вот так на «АвтоВАЗе» нарабатывался бесценный опыт борьбы с произволом администрации в условиях расцвета махровой российской демократии. Зарплата росла не сама по себе — её выдавливали, выбивали на собраниях при утверждении коллективных договоров. А в зале, кроме представителей цехов и производств, грозной невидимой тенью маячили тысячные легионы участников забастовок. Но в самые трудные времена, когда правительство вынуждено было помогать деньгами заводу, рабочие добровольно писали заявления и отказывались от положенной по закону оплаты вынужденных простоев. Так было в 2010 году, что подтверждает на сайте предприятия и тогдашний президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров.

В общем, не от хозяйских щедрот будут выплачивать по пять среднемесячных заработков. И максимальная корректность чиновников, и забота правительства области — это результат многолетней борьбы рабочих за свои права. К тому же новому руководству завода волнения не нужны. Надо всё-таки осмотреться. Губернатору, который тоже работает без году неделя, — тем более. Ведь область только что вошла в тройку регионов страны с наиболее устойчивой экономикой. Заводским профсоюзам конфликт тоже не нужен. Но это всё пока.

На предприятии начинается новый этап с непредсказуемым итогом. Какая-то помощь правительства страны, которое не раз выручало «АвтоВАЗ» в трудные годы, наверное, будет. И правительство региона планирует направить в этом году 600 миллионов рублей на машиностроение и модернизацию так называемых автокомпонентных предприятий. Но нельзя забывать, что завод в основном принадлежит уже чужим дядям. А они, в полном соответствии с западными рыночными традициями, интересуются только прибылью. Даже автомобильную столицу США — город Детройт — опустили ниже плинтуса, когда сократился навар. Что им город Тольятти и «АвтоВАЗ»? Так что борьба не окончена.

А на днях в профсоюзы завода поступили уведомления о предстоящем сокращении полутора тысяч человек. Тех самых РСиС…

Александр ПЕТРОВ.

(Корр. «Правды»).

Самарская область.