Крепостные государственной корпорации

  • Печать

http://www.gazeta-pravda.ru/index.php/item/1549-крепостные-государственной-корпорации

Автор Артур ПОПОВ. Рабочий, секретарь Мурманского обкома КПРФ, руководитель Центра по координации рабочего и профсоюзного движения при Мурманском обкоме КПРФ.

Суд признал, что ОАО «РЖД» годами нарушало права кандалакшских железнодорожников
В длившемся около года противостоянии работников Кандалакшского локомотивного депо и государственной корпорации, возглавляемой членом кооператива «Озеро» Владимиром Якуниным, суд поставил точку. Фемида стала на сторону Независимого профсоюза железнодорожников. Его председатель Михаил Ляпаков и юрист Анна Фомина отстояли в судах положенные рабочим, которые трудятся во вредных условиях, повышенную оплату труда, дополнительный оплачиваемый отпуск и сокращённую рабочую неделю. Так, в Мурманской области создан прецедент применения новоиспечённого закона о специальной оценке условий труда. Свыше сотни выигранных исков!
Административный произвол
Тот факт, что законодательство современной Российской Федерации, как правило, направлено против рабочего человека, доказывать нет необходимости. Таков и вступивший в силу с 1 января этого года 426-й Федеральный закон. Согласно ему, лицам, занятым на работах с вредными условиями труда 1-й степени, отныне положена только повышенная оплата. В результате этого новшества большинство рабочих депо потеряли надбавку за вредность, сокращённую рабочую неделю (36 часов вместо 40) и не менее семи дополнительных дней отпуска.

Правда, в этом законе указано, что до проведения в компании специальной оценки условий труда работодатель обязан предоставлять все компенсации, которые были установлены им по результатам аттестации рабочих мест. В тех случаях, когда работнику по результатам аттестации установлен 3-й класс любой степени вредности, ему полагаются по-прежнему все виды компенсаций. Такую поправку удалось внести в законопроект по инициативе фракции КПРФ после выступления на пленарном заседании Думы депутата-коммуниста Бориса Кашина, представляющего в парламенте избирателей Мурманской области, голосовавших за Компартию.
Однако у ОАО «Российские железные дороги» («РЖД») свои расчёты. Оно недоплачивало аж почти пять лет (с 2009 года) более чем 300 работникам локомотивного депо, аттестацией которым была установлена 3-я степень вредности. Локомотивщики получали лишь четырёхпроцентную надбавку к зарплате — ни сокращённой рабочей недели, ни дополнительных дней отпуска.
Иными словами, работодатель прямо нарушал постановление правительства от 20 ноября 2008 года, установившего данные гарантии. Нарушения зафиксировала Государственная инспекция труда Мурманской области. Она вынесла ОАО «РЖД» предписание, которым обязывала до 10 июля 2013 года устранить нарушение законодательства. Компания тщетно попыталась оспорить его в суде, но потерпела фиаско. После этого попросту не стала исполнять судебные решения.
Рабочие вновь пошли в суд. 27 января этого года Кандалакшский районный суд удовлетворил исковые заявления работников ОАО «РЖД». А рабочие требовали предоставить дополнительные семь дней к отпуску за 2013-й и 2014 год, заключить дополнительные соглашения о предоставлении им не 40-часовой, а 36-часовой рабочей недели и дополнительного семидневного отпуска, а также настаивали на возмещении морального ущерба. Правда, они его оценили символически: по тысяче рублей на брата. Так что вряд ли шубохранилищу господина Якунина, как судачили острые на язык блогеры, угрожает серьёзная опасность.
Прецедент повлиял на условия труда и на других производствах региона. Например, Росатом в срочном порядке перевёл сотрудников, работающих во вредных условиях, на укороченную рабочую неделю и предоставил дополнительные отпуска.
Довели до кипения
Среди рабочих редко встречаются профессиональные сутяжники. Но многолетние нарушения, которые носили массовый и беззастенчивый характер, вынудили кандалакшских «бунтовщиков» добросовестно пройти многочисленные инстанции. Коллектив безоговорочно поддержал в этом лидера независимого профсоюза Михаила Ляпакова. Выходит, администрация довела-таки людей до кипения.
Как заявляет независимый профсоюз, на предприятии «подтверждены факты регулярной недоплаты рабочим заработной платы, нарушений техники безопасности и охраны труда, санитарных норм, правил безопасности. Кроме того, имеют место подделка документов, составленных от лица работников, привлечение их к выполнению неоплачиваемой работы. Отмечены также факты возникновения фирм-однодневок на территории депо». Как писали рабочие в своём обращении к депутату Государственной думы Б.С. Кашину, у многих в депо подделаны трудовые договоры и дополнения к ним. Многочисленные обращения по этому поводу в транспортную прокуратуру и Следственный комитет РФ, по их словам, не имели результата. Все дела передавались в линейный отдел полиции станции Кандалакша, а там… закрывались.
В нарушение Трудового кодекса работникам с низкими разрядами, которые выполняли работу более высокого разряда, не предоставлялась доплата, хотя средства на неё в бюджет предприятия закладывались. Это подтверждено проверками трудинспекции и транспортной прокуратуры.
«В наших цехах числятся «мёртвые души», которые не имеют отношения к ремонту, обеспечивающему безопасность движения поездов. В связи с этим план ремонта электровозов приходится выполнять рабочим, численность которых на протяжении нескольких лет сокращали, а на освободившиеся должности рабочих не набирали. Несмотря на то, что рабочим приходится выполнять б`ольшую норму выработки, работодатель отказывается им платить за интенсивность труда. Дополнительные работы вообще не оплачиваются», — говорится в обращении к депутату-коммунисту.
Кроме того, по данным профсоюза, работников, выполняющих ремонт, обеспечивающий безопасность движения поездов, вынуждали брать выходные дни за свой счёт. Тех, кто возражал против натурального беззакония, вызывали на беседу к начальнику по управлению персоналом и к начальнику ремонтного депо, которые доходчиво объясняли, что выбора у рабочих просто нет.
Продать, как крепостных?
Итак, активность независимого профсоюза дала результаты: маховик стал потихоньку поворачиваться в пользу работников. Состоялся второй акт судебной тяжбы рабочих с транспортной империей. И если в первом случае они столкнулись с неповоротливостью полугосударственной забюрократизированной структуры, то во втором — косвенно затронули интересы топ-менеджмента, фактически проводящего скрытую приватизацию ОАО «РЖД».
В прошлом году при проведении аттестации рабочим пытались снизить класс вредности и, соответственно, лишить положенных льгот. Несложно догадаться, что на защиту рабочих и здесь стал независимый профсоюз. Впрочем, новая версия аттестации не прошла проверку в министерстве труда и социальной защиты. Тяжба продолжается и по сей день, так как решение суда по данному делу ещё не вынесено.
Между тем аттестации, смысл которой в пресловутой «оптимизации», то есть сокращении расходов на персонал, предшествовала любопытная комбинация по отчуждению собственности у стратегически важной для страны корпорации. С 1 июля ОАО «РЖД» передаёт все ремонтные депо в ведение аутсорсинговой структуры «ТМХ-сервис». Она получила в аренду российские депо вместе с… ремонтным персоналом. Железнодорожников, словно крепостных, передали «вместе с землёй» в пользование частной компании.
Аутсорсинговая структура — дочка ЗАО «Трансмашхолдинг», крупнейшей в России компании в области транспортного машиностроения. По сведениям информационного агентства «Росфинком», под предлогом улучшения условий привлечения инвестиций 100% акций «Трансмашхолдинга» переведены в собственность компании из Нидерландов «Брикерс Инвестментс БВ» (The Breakers Investments BV). Основными её акционерами являются, по неофициальным данным, совладельцы «Кузбассразрезугля» Искандер Махмудов и Андрей Бокарев, а также структуры «ТрансГрупп АС».
Конкуренция по-якунински...
На рынок сервисного обслуживания российских железных дорог коммерческая компания вышла благодаря новой концепции ОАО «РЖД», которая предусматривает для снижения расходов постепенную передачу обслуживания локомотивного парка на аутсорсинг, то есть в аренду. Прежде всего, естественно, крупнейшим производителям локомотивов. При среднем износе парка локомотивов в 60% прибыль от ремонта и обслуживания составит не менее 70 миллиардов рублей в год. В монополии считают, что это меньше, чем пришлось бы тратить, оставив заводы и депо за собой.
Кроме того, в штат частных сервисных компаний перейдут более 60 тысяч сотрудников ремонтных депо ОАО «РЖД». Ещё в 2012 году «ТМХ-сервис» приобрела у государственной корпорации, возглавляемой
В. Якуниным, 75% холдинга «Желдорреммаш» (в его составе — 10 заводов по ремонту локомотивов) всего за 7,9 миллиарда рублей. Это менее трети его годового оборота!
Таким образом, заключая договор с частной компанией на обслуживание, государственная корпорация предварительно передала ей в аренду свою ремонтную базу и… сотрудников. Подобного прецедента история не знает. Представьте: вы заключаете договор с ремонтной фирмой, зная, что у неё нет ни рабочих, ни нужного инструмента. За символическую цену продаёте ей оборудование, затем обеспечиваете сотрудниками. А потом ей же ещё и платите.
Так голландская фирма «Брикерс Инвестментс БВ» фактически получила контроль над всеми локомотивостроительными заводами России. А в результате этого она ещё может за три года получить до 112 миллиардов рублей от ОАО «РЖД». Не надо пояснять, что сумму эту заплатит не В. Якунин, а мы с вами — и в виде железнодорожных билетов по астрономическим ценам, и в виде налогов, из которых формируются многочисленные субсидии этой корпорации.
А как же рабочие? На «круглом столе» в газете «Гудок» вице-президент ОАО «РЖД», начальник дирекции тяги Алексей Воротилкин уверял: «Переход произойдёт под контролем ОАО «РЖД» с обеспечением всех социальных гарантий для тех работников, которые будут переходить на аутсорсинг. Но — с новыми требованиями по качеству».
Нельзя сказать, что работники этим обещаниям доверяют. Если в компании, где половина уставного капитала принадлежит государству, они столкнулись с таким пренебрежением к закону, то, будучи «проданными» частной структуре, вовсе не ждут ничего хорошего. Однако все они уже получили уведомления о сокращении. Некоторые согласились с должностями, предложенными в новой компании. Однако самые активные во главе с М. Ляпаковым не приняли перевод их на аутсорсинг и по идее должны быть сокращены.
Впрочем, поневоле поднаторевшие в трудовом праве, они уже знают: проводится сокращение с нарушением процедуры. А это значит, что они вскоре вновь встретятся с бывшим работодателем в суде.
Кандалакшские железнодорожники по-прежнему готовы добиваться реализации главного своего требования: «Считаем, что ОАО «РЖД» и его конкретное подразделение должны подвергнуться тотальной проверке компетентных органов. У рабочих больше нет сил терпеть дальнейшее беззаконие».
Если будет такая тотальная проверка, на поверхность мутной воды выплывут, верно, не только нарушения и махинации в конкретном депо. Должно выясниться и то, кто именно в барыше от многомиллиардных сделок монополиста, и зачем корпорация избавляется от собственности, добровольно идя в зависимость от частного капитала...