УБИЙСТВЕННЫЙ ИЗНОС
- Подробности
- Категория: Публикации
- Создано 22.05.2014 12:28
- Опубликовано 22.05.2014 12:28
- Просмотров: 1232
http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=596857
Автор Екатерина ПОЛЬГУЕВА
Комментарий к событию. Очередное железнодорожное ЧП привело к человеческим жертвам
В связи с аварией под Наро-Фоминском, жертвами которой стали шесть человек, глава РЖД Владимир Якунин прервал свой визит в Китай и срочно вернулся в Россию. Такое поручение он получил от премьер-министра Дмитрия Медведева во время телефонного разговора. В КНР Якунин находился в составе президентской делегации, намеревался вести переговоры о реализации амбициозных планов с китайской стороной.
РЖД вообще амбициозная компания: чем только не занимается – от инвестиций в спорт (будь то футбольный клуб «Локомотив» или сочинская Олимпиада) до дел духовных, связанных, например, с доставкой на Пасху благодатного огня... Все это, естественно, требует масштабных расходов. Так, на Олимпиаду в Сочи РЖД потратила 67 млрд рублей (больше из государственных компаний вложил только Газпром). Между тем федеральный бюджет ежегодно выделяет РЖД средства на инвестиционные программы, а цены на билеты и тарифы на грузовые перевозки постоянно растут. И, казалось бы, компания прежде всего должна заботиться о своей отрасли.
Но работа российских железных дорог все менее эффективна и, как показывают не только последние ЧП, все менее безопасна. В первой половине 2014-го поставлен своего рода антирекорд по серьезным авариям, связанным с грузоперевозками.
5 февраля 32 цистерны с газовым конденсатом сошли с рельсов под Кировом, взорвались и загорелись.
12 февраля на перегоне Хребет–Уржумка в Челябинской области сошли с рельсов 30 вагонов с углем. Разрушено более 300 метров пути в обоих направлениях. В тот же день сошли с рельсов и загорелись три цистерны с нефтепродуктами под Рязанью.
В ночь на 23 февраля перевернулись 16 пустых цистерн в Самарской области.
5 марта на перегоне Кунгурское в Комсомольском районе Хабаровского края сошли под откос 19 груженных углем вагонов, повреждено более 400 метров железнодорожного полотна.
22 марта в Уфе сошли с рельсов шесть цистерн с мазутом, произошла утечка.
И это еще не полный перечень происшествий, некоторые из которых привели к серьезным пожарам, эвакуации сотен человек, многочасовым остановкам движения. По удачному стечению обстоятельств до 20 мая удавалось избежать человеческих жертв.
Однако 20 мая произошла трагедия. Как уже известно, на железнодорожном перегоне между Наро-Фоминском и Бекасово грузовой состав сошел с рельсов и задел пассажирский поезд «Москва–Кишинёв». Два вагона поезда оказались разрушены, пятеро пассажиров погибли на месте, еще один скончался в больнице. Около полусотни пострадали.
«Принимаем все возможные меры, чтобы помочь раненым, обязательно окажем помощь семьям погибших. Конечно, будет проведено тщательное расследование», – уверил генерального секретаря ООН Пан Ги Муна находящийся в Пекине российский президент Владимир Путин.
Обещания в таких ситуациях денежных компенсаций семьям погибших выглядят уже привычным цинизмом, когда жизнь человеческая оценивается лишь деньгами. На сей раз цинизма подобным заявлениям добавляют постоянные уточнения: мол, среди погибших только граждане Молдавии, а среди раненых россиян почти нет.
Действительно, пассажирским поездом №341 из Москвы в Кишинёв возвращаются главным образом молдавские гастарбайтеры. Московские власти решили было оказать материальную поддержку пострадавшим москвичам, однако до сих пор не нашли таковых.
Всю необходимую медицинскую помощь пострадавшие получают независимо от регистрации. Хотя, пожалуй, не к чести министра здравоохранения Вероники Скворцовой акцентировать внимание на гражданстве и месте жительства жертв…
Самое главное, конечно же, расследование. Только тщательное установление причин данной катастрофы и роста числа железнодорожных ЧП в целом может дать какие-то гарантии безопасности в будущем. Пока версии выдвигаются стандартные: излом боковой рамы грузового вагона, лопнувший рельс и человеческий фактор – ошибка в действиях бригады товарняка.
Напомним, такие же версии (плохое состояние подвижного состава, деформация рельсов из-за жары, неправильные действия машиниста) высказывались 7 июля 2013 года, когда в Краснодарском крае с рельсов сошли девять вагонов поезда Новосибирск–Адлер и около сотни человек оказались на больничных койках. Прошел без малого год, но не только виновные крушения не выявлены, даже точная причина происшествия до сих пор не установлена. А ведь и тогда возбуждалось уголовное дело, создавалась специальная комиссия. Это уже кажется обязательной декорацией к трагическим сценам.
Что касается причин нынешней аварии, то излом боковой рамы тележки вагона в товарняке специалисты полагают весьма вероятным. Этот дефект встречается все чаще и чаще. Так, если в 2008 году таких поломок было выявлено 3,7 тысячи, то в 2010-м уже 12,3 тысячи.
Состояние грузовых вагонов и контейнеров ухудшается параллельно продвижению реформы РЖД по грузоперевозкам, «идеологом» которой является Владимир Якунин. Большая часть грузового вагонного парка находится теперь в руках частных операторов, у которых собственное представление, куда и как должен двигаться вагон. Это уже породило проблемы технологической координации грузоперевозок в масштабах страны – падает скорость движения, растет порожний пробег. Соответственно, увеличиваются издержки железнодорожных компаний-операторов и РЖД. Где уж тут думать о качественной и новой технике: ради прибыли будут до полного износа эксплуатировать имеющуюся. Так, сошедшие 20 мая с рельсов платформы были выпущены на «Абаканвагонмаше» с 1979 по 1991 год. Как говорят эксперты, это очень большой износ. Для кого-то он оказался убийственным.
«Машиностроительное сообщество в очередной раз вынуждено обратить внимание, что владельцы компаний, эксплуатирующих подвижной железнодорожный состав, не стремятся своевременно его обновлять, предпочитая бесконечно продлевать срок эксплуатации грузовых вагонов», – сетует депутат Госдумы единоросс Владимир Гутенев. Но как может быть иначе, если сама суть реформ ставит крест на вложениях в модернизацию, делает ее невыгодной?
Оператором сошедшего с рельсов товарняка была украинская компания. По предварительной информации «Укрзализныци», контейнерный поезд был сформирован на станции Вадул-Сирет и курсировал на станцию Москва-Грузовая. Если версия о плохом состоянии состава подтвердится, это может дать повод РЖД переложить ответственность на иностранную компанию.
Но повторимся: и для российских операторов это одна из острейших проблем. К тому же за проверку технического состояния железнодорожного транспорта, который передвигается по территории России, несет ответственность РЖД. И уж тем более отвечает за состояние путей, которые в последнее время «деформируются», если солнышко пригреет. Наверное, на должное содержание полотна не хватает средств. Тех самых, которые идут на «непрофильные проекты».
К несчастью, именно с ответственностью, особенно среди крупных российских чиновников и руководителей, дела обстоят плачевным образом.
В феврале нынешнего года Счетная палата РФ критиковала ОАО «РЖД» за провалы в проведении реформы железнодорожной отрасли. Среди таких провалов были названы высокая изношенность парка локомотивов и грузовых вагонов, низкая техническая оснащенность сети железных дорог, неэффективная деятельность в сфере пригородных перевозок, которые просто сворачиваются, отсутствие железнодорожного сообщения в ряде ключевых регионов Сибири, Севера и Дальнего Востока. Но за этой критикой ничего не последовало. Так что неясно, чем личное присутствие Владимира Якунина, вызванного из Пекина, поможет в ликвидации последствий крушения и предотвращении новых.
В Китае же, кстати сказать, порядки строгие. Так, бывший министр железных дорог этой страны Лю Чжицзюнь, несмотря на то, что вывел свою отрасль на новый технологический уровень, был приговорен к смертной казни за коррупцию.