Разрушение под лепет обещаний

№135 (30486) 2 – 5 декабря 2016 года

 

Автор: Зам. председателя Ивановского областного  "Союза рабочих" Елена Панюшкина 

Трудный опыт работы коммунистов в трудовом коллективе

Охватившая капиталистическую Россию страсть к разрушению заметно проявилась в сфере городского транспорта. В частности, во многих российских городах методично уничтожаются трамваи и троллейбусы. На место устаревших, неэффективных, но все же работающих городских и муниципальных транспортных предприятий приходят наглые частники. Они закупают дешевенькие "душегубки" и нанимают в качестве водителей несостоявшихся гонщиков... А отправляемые в утиль трамваи и троллейбусы - это многие тонны не только черного, но и цветного металла. Но еще привлекательнее освобождающиеся городские площади - под застройку для строительных фирм детишек местных начальников.

УСТРАНЕНИЕ электротранспорта с городских улиц под разными, как правило надуманными, предлогами превратилось в эпидемию, охватившую всю страну. Вот что пишут, например, в Интернете: "Власти российских городов могут сколько угодно рассуждать об убыточности трамваев и троллейбусов. Здесь важно помнить, кто довел все эти местные унитарные предприятия (МУП) до их нынешнего состояния, отдав все самые хлебные маршруты на откуп частникам с их маршрутками и мини-автобусами. Пока в России трамваи и троллейбусы планомерно выводятся из строя, во всем мире наблюдается бум электротранспорта, запуск новых и возрождение старых его систем. Наша страна отстает от передовых стран в развитии общественного транспорта на 40 - 50 лет. Если мэр вашего города уничтожает электротранспорт, то он либо некомпетентный работник, либо вредитель". Вот так-то!

В последнее время в Иванове директора муниципального унитарного предприятия "Ивановский пассажирский транспорт" (ИПТ) меняются каждый год. Но с приходом на руководящую должность в начале 2016 года В. Федорова уничтожение троллейбуса в областном центре приняло планомерный характер.

Начались сокращения графиков работы троллейбуса и выпусков электромашин на линии. Продолжился курс на отказ от закупок нового транспорта. Последние три новых троллейбуса ТролЗа5275.07 "Оптима" пришли в город еще в 2013 году. Сегодня заканчивается срок пробега пяти троллейбусов марки ЛИАЗ, пришедших в город еще в 2009 году. Покупать лиазовские запчасти к ним никто не собирается, так же, как и к машинам марки ТролЗа. Значит, эти вагоны могут скоро остановиться.

Но еще более острой я считаю кадровую проблему. В последнее время в стране все чаще обоснованно жалуются на дефицит квалифицированных работников. Но в системе городского транспорта их выгоняют на улицу. В феврале 2016 года в ИПТ объявили о сокращении 70 - 80 человек обслуживающего персонала. Всего же в списках персонала, отправляемого в "армию лишних людей", числилось около тысячи сотрудников.

Вскоре началась ликвидация уже не отдельных рабочих мест, а целых участков. Было закрыто производство кузовов для троллейбусов. В парке содержалось 130 машин, из них в хорошем состоянии - 110. К 20 апреля в МУП "ИПТ" работали уже всего около 400 водителей и кондукторов и 550 сотрудников обслуживающего персонала. Неудивительно, что при постоянном сокращении масштаба выполняемых предприятием работ в 2016 году планируемый объем ассигнований МУП "ИПТ" снизился на 73,5 миллиона рублей и составляет едва 153 миллиона рублей. В общем, предприятие накопило около 100 миллионов просроченных долгов. А это может создать возможности для его банкротства.

КОГДА В МАЕ началась предвыборная кампания "Единой России", буржуазные СМИ без конца повторяли: "В Иванове троллейбусам быть!" Правда, городское начальство потихоньку начало говорить о необходимости "оптимизировать" транспорт. На встрече с руководством и коллективом предприятия мэр Иванова А. Хохлов осторожно заговорил об убыточности троллейбусов, ссылаясь на то, что за последние пять лет город потратил почти 1,2 миллиарда рублей на поддержку ИПТ. А этоде колоссальные средства! "Финансовую проблему нужно решать!" - нетерпеливо вещал кандидат в депутаты Государственной думы от "партии власти". Кстати, в день его выступления с этой "программной" речью было заявлено о сокращении очередных 70 рабочих троллейбусного хозяйства.

В то же время пассажирам (а это же электорат!) гн Хохлов говорил другое: "Троллейбус - это основной муниципальный транспорт, и я не допущу его закрытия. Более того, 19 мая стартовал инициированный городским начальством опрос о работе муниципального общественного транспорта. Местные СМИ надрывались: "Ивановскому троллейбусу БЫТЬ!" За этой шумихой из поля зрения горожан выпало, что увольняют не просто рабочих - увольняют слесарей. Фактически уничтожалась ремонтная база троллейбусного депо. До сих пор цех капитально-восстановительного ремонта (КВР) стоит на замке. Оставшиеся слесари ремонтируют машины, что называется, на коленке.

92% ивановцев на вопрос, какой общественный транспорт необходим Иванову, ответили: троллейбус. И что же? Власти своей цели достигли: жители города успокоились, поддавшись на лживые предвыборные обещания. Рабочие МУП "ИПТ" все поняли, но не верили, что можно что-то исправить.

В начале июля коммунисты, члены "Союза рабочих" и наши сторонники вышли с агитационными материалами к проходной троллейбусного депо. В беседах с рабочими активисты пытались убедить их поверить в себя и взять инициативу в свои руки, призывали к активному участию в борьбе за свои права. Коммунисты убеждали, что задачей рабочих в ближайшее время является их внутренняя организация, с помощью которой под руководством КПРФ можно решать неотложные вопросы. Необходимо начать с борьбы за сохранение рабочих мест и увеличение заработной платы. Эти проблемы вполне можно решить силами коллектива, организованного в независимый профсоюз.

Тем временем в первых числах августа слесари были уволены. Пассивность большей части трудового коллектива неуклонно ухудшала его позиции в расстановке классовых сил (а это была, безусловно, классовая борьба местного масштаба).

11 августа по инициативе коммунистов Иванова у стен областного правительства прошел пикет в защиту городского троллейбуса. В нем приняли участие и несколько водителей троллейбусов. В приемную губернатора было направлено около тысячи писем от пассажиров с требованием принять срочные меры к спасению муниципального электротранспорта и наказанию виновных в развале экономически выгодного для города предприятия. "Если правительство Ивановской области решит отделаться бодрыми предвыборными обещаниями и не примет срочных мер к спасению МУП "ИПТ", у нас не останется сомнений, что "Единая Россия" - это похоронная команда, поставленная для разгрома экономики нашего города и всей нашей страны" - так заканчивалось это обращение. Ивановские коммунисты помогали транспортникам в подготовке их писем в областную администрацию.

В середине августа рабочие депо создали инициативную группу в целях защиты своих трудовых прав и спасения предприятия. А в сентябре в горком КПРФ пришел ответ из департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области за подписью заместителя начальника департамента С.Е. Федяева. В нем сообщалось, что троллейбусное депо работало и продолжает работать в плановом режиме. Чиновник писал: "Среднесуточный выпуск троллейбусов на линию за I полугодие текущего года фактически составил 90 единиц". Напомним, что в октябре прошлого года на линии выезжали 96 троллейбусов. Выходит, потеряно за год уже 6 машин. Нас опять уверяли, что "прекращения работы троллейбусного депо и выпуска троллейбусов на линию администрацией г. Иваново не планируется", а "на предприятии проводится целый ряд мероприятий, направленных на увеличение доходов и уменьшение издержек, повышение эффективности деятельности".

После окончания выборов из администрации города Иваново нам стали приходить не столь бодрые послания: "В настоящее время предприятие находится в крайне сложном финансовом состоянии. Бюджет города Иванова на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов сформирован с предельным дефицитом. Дополнительные поступления отсутствуют". После этого горожан уведомляли: "В 2016 году с учетом возможностей бюджета объем поддержки МУП "ИПТ" по сравнению с 2015 годом значительно снижен..."

Бывший мэр г-н Хохлов получил от поверивших ему горожан мандат депутата Госдумы. Поверили в том числе потому, что он заклинал ивановцев, будто не допустит закрытия депо. За такой наглый обман и лживые обещания следовало бы лишать подобных дельцов депутатского мандата. К сожалению, в буржуазном государстве закон этого не предусматривает.

А еще недавно возглавляемая гном Хохловым городская администрация, будучи собственником МУП "ИПТ", делает все, чтобы его разорить, а городской рынок пассажирских перевозок сделать полностью частным. Тогда вся прибыль будет перетекать в карманы городских чиновников, которые "по совместительству" владеют бизнесом маршрутных перевозок.

Чтобы сохранить предприятие, трудовой коллектив должен вырвать его из хищных рук неэффективных собственников и отдать право собственности тем, чьим трудом сохраняется троллейбусный парк, - его трудовому коллективу.

В свое время подобное уничтожение грозило совхозу "Тепличный", который находился в федеральной собственности и так же методично подводился к банкротству. При последнем директоре И. Томаше рабочие совхоза не раз участвовали в протестных акциях, которые им помогали организовать ивановские коммунисты. Мы пытались убедить рабочих в возможности и необходимости сделать свое предприятие народным. К сожалению, мелкобуржуазные и обывательские настроения взяли верх. А профсоюзный лидер в этой ситуации подыгрывала администрации области, по сути, предав интересы рабочих. Где теперь совхоз "Тепличный"? Кто погрел руки на его разорении? Где сотни рабочих мест, дававших средства к существованию жителям Ново-Талиц? Нет ничего, кроме склоки нескольких собственников, каждый из которых претендует на часть своей добычи.

МУП "ИПТ" - это муниципальное предприятие, за которое полную ответственность несет администрация города. При недостатке бюджетных средств она распорядилась уничтожить цех капитально-восстановительного ремонта, дающий прибыль, навязала предприятию штат управленцев, равный по количеству штату рабочих, но с куда более высокими зарплатами. Увеличивается до 4 часов обеденный перерыв водителей. Зачем? В погоне за прибылью, оседающей в карманах частных собственников маршруток и микроавтобусов, чиновниками наносится народу и стране непоправимый урон. Это и человеческие жизни, потерянные в ежедневных дорожных авариях, и утраченное здоровье жителей города, в том числе детей, вынужденных дышать ядовитыми выхлопами. Вместо развития муниципального транспорта бюджетные средства тратятся на организацию многочисленных праздников, на праймериз и прочие предвыборные шоу. Между тем с предприятия поступают новые тревожные сведения: подписаны приказы об увольнении к декабрю ведущих специалистов МУП "ИПТ". Из 770 работников, уцелевших в процессе "оптимизации", за ворота предприятия уйдут 70 водителей, которых должны уволить до 25 декабря. Одновременно "оптимизируются" маршруты, а обслуживающие их работники вынуждены работать по 12 часов в течение 11 дней без выходных, получая всего по 800 рублей за смену. Люди увольняются, так как не видят для себя никаких перспектив на родном предприятии. Если троллейбус доживет до зимы, то пассажирам придется ездить в неотапливаемых салонах, так как в резервных машинах отсутствуют тэны.

Рабочие рассказывают, что ключевые должности в МУП "ИПТ" занимают люди, далекие от троллейбусного дела, но готовые претворять в жизнь любые приказы администрации. Самый главный интерес у нее - это перераспределение прибыли от перевозки пассажиров из муниципального бюджета в частный бизнес.

Коммунисты призывают рабочих МУП "ИПТ" к борьбе. Платой за смирение станет увольнение со своего предприятия. А другую работу найти сложно. Безработица растет, и новые хозяева купят тогда рабочую силу по дешевке. Отступать дальше некуда. Пора отстаивать свои пролетарские интересы.

С сайта https://kprf.ru/pravda/issues/2016/135/