Бескондукторный троллейбус – короткий путь к банкротству депо

В сентябре 2022 года водителям троллейбусов МУП «Ивановский пассажирский транспорт» были выданы уведомления о принятии руководством предприятия в одностороннем порядке новой должностной инструкции под угрозой увольнения водителей в случае несогласия с её содержанием.

Главной особенностью новой должностной инструкции явилось вменение в обязанности водителя «бескондукторного обслуживания» троллейбуса. 

Хотя уведомление, написанное от имени начальника отдела кадров Цветковой Е.О., никем не подписано (по сути, не действительно, т.к. такое уведомление имеет право представлять только работодатель, за своей подписью), все поняли, что это не шутка. Водители троллейбусов, за исключением 2-3 человек, дружно подписали, т.е. дали согласие, на «добровольно – принудительное» выполнение работы водителя и кондуктора одновременно. При этом кондукторов никто не увольнял, создали такие условия, при которых они массово уходили сами. Некоторым водителям нравятся новые условия работы: значительно выросла зарплата, хотя все прекрасно понимают, всё заработанное с такими перегрузками, в дальнейшем будет потрачено на лекарства. Работа водителя общественного транспорта в городе, даже при наличии кондуктора очень тяжела.

Новая должностная инструкция, которую, кстати, «забыли» согласовать с профсоюзным комитетом, грубо противоречит Трудовому кодексу РФ, а также федеральному законодательству (ст. 60 прим. 2 ТК РФ).

Уже сегодня подтверждается на практике, что водители троллейбусов, работающие без кондукторов, больше и чаще болеют. У них значительно повысилась аварийность, даже среди опытных и дисциплинированных водителей. При этом руководство вынуждает работать без кондуктора даже молодых водителей, не имеющих глубокого опыта по специальности.

Многие водители троллейбусов, первоначально согласившиеся работать без кондуктора, впоследствии пришли к выводу, что все-таки лучше выполнять свои обязанности по-старинке, уделяя все свое внимание обеспечению безопасности движения и не отвлекаться на другую деятельность. Пассажиры отреагировали на нововведение по-своему. Пользуясь тем, что водителю трудно уследить за потоком пассажиров и вести троллейбус, они уклоняются от оплаты за проезд. Отсюда – падение выручки на таких маршрутах, убыток предприятию, который покрывается из ивановского городского бюджета.

Недавно появилась информация в Интернете: за первые три месяца текущего года поступления в бюджет от МУП «ИПТ» сократились в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Налицо явные признаки умышленного доведения до банкротства троллейбусного депо Иваново. А как иначе можно расценить экономическую политику руководства предприятия?

В конце прошлого (2022-го) года ко мне обратились несколько водителей с просьбой: подготовить юридически обоснованное обращение к руководству предприятия по поводу нежелания работать без кондукторов. К их просьбе присоединилась и часть водителей вынужденно, под административным давлением, принявших новую форму обслуживания пассажиров. Проведя беседы с водителями троллейбусов, я таких несогласных с нововведением насчитала более двадцати человек. К сожалению, значительная часть этих водителей боится подписывать уже готовое обращение, ожидая неминуемых репрессий со стороны администрации депо. На сегодняшний день подписать его отважились пока всего десять человек.

Сиднева Т.А.,

кондуктор МУП «ИПТ»,

член Совета «Союза рабочих»