Зиновьев Г.С.

ЗИНОВЬЕВ   Георгий Степанович

Федор

1891 г.— 23 (10) августа 1915 г.

Грянул гром Октября,

перекатно гудя.

Встал рабочий народ,

     неподкупный судья.

И ничто не могло

     от расплаты спасти

Тех, которые пролили

кровь тридцати.

                                              Д. Семеновский

10 августа 1915 г. в Ивано­во-Вознесенске проходила ан­тивоенная демонстрация текс­тильщиков. Вечером на город­ской площади собралось несколько тысяч человек с требо­ванием освободить арестован­ных товарищей. Поскольку власти отказали в этом, вся многотысячная масса народа двинулась к зданию тюрьмы. За Приказным мостом их ожи­дала воинская застава, жан­дармы и полиция, преградив­шие путь рабочим. На расстоя­нии 15—20 шагов от вооруженной заставы демонстранты ос­тановились, и Г. С. Зиновьев, шедший впереди, обратился с призывом к солдатам не стре­лять в рабочих. Но договорить ему не удалось. Раздался залп, сразивший пламенного боль­шевика.

Родился Г. С. Зиновьев в д. Козловка Арзамасского уез­да Нижегородской губернии. Его отец, Степан Трофимович, батрачил у местного помещи­ка. Георгий с началом навига­ции обычно отправлялся на Волгу, работал водоливом на баржах, а зимой вместе с от­цом нанимался заготавливать лед для заводчика-сыровара.

В 1912 г. приехал в Ивано­во-Вознесенск и поступил на фабрику Кокушкина и Маракушева. Там познакомился с молодыми рабочими, членами РСДРП, и вскоре начал вы­полнять первые партийные по­ручения — распространял лис­товки, проводил беседы на политические темы. Через несколько месяцев, выданный провока­тором, был арестован. Полиции ничего не удалось от него до­биться, и вскоре его освободили,

Некоторое время пробыв без работы, Георгий Степанович поступил на мануфактуру Куваева, где продолжал активную деятельность в фабричной партийной ячейке. За агитацию рабо­чих, участие в митингах и массовках несколько раз подвергался арестам и увольнениям. В начале 1915 г. он с большим трудом устроился на фабрику И. Гарелина.

Значительную роль Георгий Степанович сыграл в подготовке всеобщей стачки, начавшейся 26 мая 1915 г. Стачка продолжа­лась четыре дня. Ею руководила городская большевистская ор­ганизация. Как член горкома РСДРП Г. С. Зиновьев входил в состав стачечного комитета. Главным требованием бастующих было прекращение войны и снижение цен на продукты пита­ния. Напуганные размахом стачки, в Иваново-Вознесенск при­были сначала вице-губернатор, а затем и губернатор. Вести с ними переговоры рабочие поручили делегации во главе с Зиновьевым. В результате фабриканты и торговцы вынуждены были пойти на некоторые уступки.

Империалистическая война тяжело сказалась на положении трудящихся. Голод и нужда становились все более невыноси­мыми, усилились произвол хозяев предприятий и полицейские репрессии. В этих условиях нарастало революционное движе­ние масс. Городской комитет РСДРП принял решение об орга­низации антивоенной демонстрации.

В ночь с 9 на 10 августа, с целью сорвать ее и обезглавить движение, полиция произвела массовые обыски и аресты. В чис­ле арестованных был и Г. С. Зиновьев (Федор). На другой день в знак протеста остановились предприятия города. Текс­тильщики потребовали освободить заключенных. Под их напором власти вынуждены были выпустить из тюрьмы несколько чело­век, в том числе и Зиновьева. Не заходя домой, он сразу же по­шел на городскую площадь к бастующим и принял активное участие в демонстрации. Вечером возглавляемые Г. С. Зиновь­евым рабочие направились на Успенское кладбище, где состоял­ся грандиозный митинг.

В своей горячей речи он разъяснил создавшуюся обстановку, цели борьбы, предложил пойти к городской управе и потребо­вать освобождения остальных арестованных, а затем предъявить властям требования. Полицмейстер категорически отказался ос­вободить заключенных. Тогда среди собравшихся раздались воз­гласы: «Идем к тюрьме! Освободим своих товарищей!» Больше­вики пытались удержать рабочих от такого рискованного шага, поскольку он мог послужить предлогом для кровавой расправы. Зиновьев предложил ввиду позднего времени разойтись по до­мам, а на другой день снова собраться на площади. Но кто-то из присутствующих обвинил его в трусости. Тогда он громко ска­зал: «Если вы, товарищи, настаиваете идти к тюрьме, то я с вами!» Зиновьев пробился вперед, и вся масса народа двину­лась вслед за ним к Приказному мосту, где власти учинили кровавую расправу над безоружными рабочими. Было убито 30 человек и 53 тяжело ранено.

Именем Г. С. Зиновьева названы текстильное предприятие в Иванове и колхоз на его родине.