Семь уроков классовой борьбы в ивановской школе №41

Автор: Секретарь Ивановского горкома КПРФ Елена Панюшкина

Непростая история борьбы учителей за достойную оплату труда в ивановской школе №41 подтверждает марксистскую истину о том, что только коллективными организованными выступлениями можно добиться уступок в классовых схватках с капиталом.

Всё лето вместо отдыха члены школьной профсоюзной организации посещали судебные заседания, надеясь добиться от своей администрации выплат, обещанных так называемыми майскими указами президента.

В газете «Слово правды» мы рассказывали о ходе этой тяжбы в статьях «Может ли учитель отстоять свои права? Рассказ о школьном профсоюзе» в №25 от 13 июля и «Чиновники против учителей» в №33 от 7 сентября.

Ещё в сентябре казалось, что победа вот-вот будет одержана. Пока шли заседания суда, администрация школы начала выплату компенсационных средств за вредные условия труда не только участникам процесса, но и учителям разных школ города. Несмотря на половинчатое решение Советского районного суда г.Иваново, осталась надежда на апелляцию в вышестоящие инстанции.

Но, как и следовало ожидать, руководство департамента образования решило играть на опережение. В следующем месяце в школу прибыла Юферова Е.А. со своими подчинёнными, и в кабинете директора они встречались с учителями школы и её горинского филиала. Строптивые активисты были объявлены «неадекватом» и в кабинет директора в тот день не допускались. Что происходило за дверями кабинета, точно не известно, но после «собеседования» восемь учителей написали заявления на вступление в профсоюз, хотя до этого в активной общественной жизни замечены не были и к профсоюзу относились с прохладцей.

Принимала заявления и сама пожелала вступить в школьный профсоюз и новый директор школы Климина Н.В. Она же дала команду бухгалтерии на удержание членских взносов с этих учителей – ещё не членов профсоюза – с октября. Возмутительно, что все эти заявления поступили в распоряжение директора школы, а не председателя профкома Ф.Павловского. На тот момент в профсоюзной организации состояли всего 14 человек из шестидесяти членов коллектива школы. Таким образом администрация стремилась обеспечить себе перевес голосов.

Активисты, предвидя неизбежный бой, тоже не теряли времени даром и приняли заявления в профсоюз от 9 учителей – своих сторонников.

И вот наступил час икс. В дни осенних каникул 1 ноября назначено плановое отчётно-выборное собрание первичной профсоюзной организации школы. Здесь чиновничья беспардонность проявилась совершенно откровенно. Собрание взялась вести председатель горкома профсоюза образования Зеленина В.Ю., которая членом данной организации не является. Нарушая профсоюзное законодательство, она отстранила председателя профкома от его обязанности вести собрание, первым вопросом поставила приём в профсоюзную организацию новых членов, после этого – отчёт и переизбрание профсоюзного лидера и лишь потом – избрание профкома. Чиновники настаивали на проведении тайного голосования, которое было ими заранее тщательно подготовлено – два десятка послушных работников услужливо ждали, когда им дадут команду – «Голос!».

Зеленина В.Ю. вместе с директором школы продемонстрировала, что защита прав учителей заботой горкома профсоюзов образования не является. Стало очевидно, что администрация школы, горком профсоюзов и управление образования находятся в сговоре против рядового учителя.

Несложно догадаться, что на собрании большинство голосов было подано против Ф.С. Павловского. Поставив председателем учителя и руководителя методического объединения Орехову Н.В., администрация обеспечила в 41-й школе послушный, «ручной» и «беззубый» профком, который не будет защищать право учителей школы на получение достойной заработной платы за 18-часовую нагрузку в неделю, на определённые законом добавки к жалованью, на уважительное отношение к учителю. Зато администрация и профком уже начали сбор денежных средств к предстоящему Новому году – для организации праздничных посиделок, призванных обеспечить видимость идейного сплочения коллектива. Не зря же Зеленина, злорадно пеняя Ф.Павловскому, что они ничего не добились в суде, расхваливала конкурсы и развлекательные мероприятия, говоря: «Это весело бывает и всем нравится»…

Ф.Павловский с товарищами вели свою борьбу за сущие копейки, добиваясь выплаты к своим нищенским зарплатам долгов, которые администрация школы накопила за несколько лет – от 18 до 20 тысяч. Взнос же на принудительное веселье не маленький – 2 тысячи рублей. Вряд ли он добавит радости учителям, которые выбиваются из сил, работая по 30–40 часов в неделю. Зато добавит уверенности администрации школы в том, что отныне школьные преподаватели не станут протестовать и возмущаться.

На собрании в адрес Зелениной прозвучал вопрос из зала: «Вы за учителей или против них?». Не важно, что ответила чиновница, но против отважившихся выступить в защиту своих прав началась настоящая травля. Директор Климина Н.В. дала понять, что она располагает административными способами давления на учителей – от придирок к работе до психологического воздействия – чтобы в конце концов от них избавиться.

В отношении прежнего председателя Ф.Павловского, преподавателя-трудовика, была срочно проведена внеплановая аттестация (предыдущая была меньше года назад), и комиссия, возглавляемая завучем Давыдовой Л.А., вынесла вердикт о «признаках его несоответствия» профессии учителя. По рассказу преподавателя, решение основано на формальных придирках. Комиссия проигнорировала тот факт, что цели и задачи урока были достигнуты. Ученики выполнили задание.

Учителя рассказывают, что не так давно английский язык в данной школе преподавал человек, приехавший из Америки, откровенный русофоб без специального образования, а физкультуру – родственник одного из администраторов школы, часто появлявшийся на уроках в нетрезвом виде. Невольно вспоминаются годы, когда по Европе прокатилась волна репрессий против политически активных преподавателей, получившая название «запрет на профессию».

Какие же уроки нам необходимо извлечь из этой истории?

Урок первый. Когда судебная тяжба между учителями и администрацией школы получила огласку в СМИ, в том числе, коммунистических – с классовой оценкой ситуации, чиновники городского департамента образования не на шутку испугались.

Чтобы не допустить решения суда в пользу учителей, отныне представитель департамента – юрисконсульт Власова Н.Н. постоянно выступала в суде на стороне ответчика – директора школы В.И.Симунина. Когда же он стал путаться в показаниях, рискуя сболтнуть лишнее, его уволили с должности «с почестями», заменив на Клинину Н.В.

Урок второй: Под давлением учителей, при их наступательном поведении в суде и поддержке их коллег и правового инспектора труда Кирилловой Т.Е. администрация начала выплату компенсаций учителям за вредные условия труда в размере 4% не только в школе №41, но и ещё в нескольких школах города. Успех обязательно приходит, когда в борьбу за свои трудовые права включается большинство членов коллектива. Классовый враг вынужден идти на уступки.

Но чиновники от образования не думали сдаваться. Суд принял половинчатое решение.

Урок третий. Иллюзорные надежды на справедливый суд в путинской России не имеют под собой основания, если помнить о том, что буржуазное государство – это система подавления классового врага – в данном случае – рядового учителя школы. Обращение в суд – это лишь самый первый шаг в борьбе. Это первое соприкосновение с государственной машиной. Но это соприкосновение позволяет почувствовать его силу и организованность классового врага.

Урок четвёртый. Чиновничьей организованности необходимо противопоставить свою, пролетарскую сплочённость. Нужно вернуть свои позиции в профсоюзе, ведь профсоюз – и есть необходимая для борьбы форма организации трудящихся. Индивидуальные выступления против системы эксплуатации труда всегда обречены на провал. Наша сила в массовости и единстве.

Урок пятый. Довольно скоро учителя, предавшие своего профсоюзного лидера, поддавшиеся давлению чиновников и проголосовавшие за ставленника администрации, потеряют и небольшие завоевания, добытые в непростых судебных битвах их товарищами, и те немногие гарантии, что остались от советской системы. Они ослабили свои позиции против чиновников – не только каждый учитель лично, но и как коллектив учителей.

Урок шестой. Администрация ведёт свою работу умело. С помощью интриг, угроз, обмана она разобщает учителей, сталкивает их между собой и облегчает себе задачу подавления их социальной активности.

Чтобы преодолеть отчуждённость от общественной жизни, необходимо усвоить одну простую истину: с потерей Советского Союза мы потеряли не только великую страну. Мы потеряли и социальные завоевания трудящихся. Из общества равных возможностей, гарантированных социалистическим государством, мы скатились в общество, разделённое на классы. Эти классы имеют противоположные экономические интересы. Поэтому неизбежно возникает и постоянно идёт острейшая классовая война. Враг не остановится в ней ни перед чем. Он будет давить на своего противника, наёмного работника, в целях извлечения дополнительной прибыли до тех пор, пока не встретит СОПРОТИВЛЕНИЯ.

Урок седьмой. Коммунисты города ещё весной приглашали наёмных работников разных предприятий участвовать в создании координационного совета рабочих для защиты своих прав и своих предприятий. К сожалению, рабочие пока недооценивают значение такой организации.

Что она может дать рабочим-активистам? Она может наращивать солидарность трудящихся против капитала. Когда в поддержку борьбы учителей выйдут водители троллейбусов, а с ними вместе – рабочие завода «Автокран», то такой напор заставит чиновников уступить рабочим. Чем многочисленнее и организованнее будут выступления рабочих, тем увереннее будет наша победа.