Гуманизм социалистической революции и диктатуры пролетариата

Гуманизм социалистической революции и диктатуры пролетариата

Выступление члена Совета «Союза рабочих» В.П.Завалишина на заседании Круглого стола

Ленинские чтения: «Роль и значение ленинизма в решении актуальных вопросов современного общества».

Гуманизм (от лат. Humanus – человеческий, человечный; образованный) – прогрессивное направление в общественной мысли, характеризующееся защитой достоинства личности, её свободы и всестороннего развития, защитой  человечности общественных отношений (Большая Советская энциклопедия). 

В марксистской теории на первый план выходит пролетарский, социалистический, революционный гуманизм, который, представляет собой качественно новый скачок в развитии гуманизма, как результат критической переработки гуманистических идей прошлого.

Особенность социалистического гуманизма состоит в его классовом, пролетарском характере, выдвижении на первый план интересов трудящихся масс, которые противопоставляются интересам эксплуататоров и – в конечном счёте, буржуазному псевдогуманиму с антикоммунистическим содержанием.

Мерилом революционной гуманности человеческих поступков является то, насколько они на практике способствуют решению задач общественного прогресса, освобождению рабочего класса от эксплуататоров, созданию социалистического и коммунистического общества.

Отличительные черты революционного гуманизма:

утверждение «неразрывности связей личности с коллективом, обществом», неприемлемости «индивидуализма и эгоизма»,

провозглашение «пролетарского, социалистического интернационализма» в противовес «национализму, расизму, шовинизму, всем проявлениям человеконенавистничества и мракобесия»,

признание человека труда высшей ценностью жизни, забота о его всестороннем развитии, о создании «счастливой жизни, наполненной глубоким смыслом и радостным творчеством»,

«оптимизм, вера в силы человека, в его способность творить добро, переделывать мир по законам справедливости и красоты».

 В буржуазной трактовке гуманизма отсутствует классовое понятие этого вопроса и отдаётся предпочтение частной собственности. Близки к буржуазной трактовке гуманизма ревизионисты, которые выдвигают в качестве идеала «вечные принципы гуманизма» и задачу «преодоления отчуждения», понимаемого в гегельянском духе, крайне абстрактно и извращённо. 

В своё время Маркс и Энгельс неоднократно указывали, что абстрактный, лишённый классового содержания гуманизм «вообще», человечность «вообще», свобода личности «вообще» относятся к иллюзиям, маскирующим глубокую пропасть между положением трудящегося и эксплуататора. О какой свободе личности может идти речь, если трудящийся находится под гнётом материальной нужды, зависимости от капитализма и ему фактически закрыт доступ к богатствам материальной и духовной культуры?! 

Свобода личности для буржуа означает свободу для эксплуатации, разбоя и угнетения личностей трудового народа, и это всё вписывается в гуманизм, как его трактуют апологеты капиталистов.

Сегодня в России мы наблюдаем картину нещадной эксплуатации пролетариата кучкой капиталистов. Рабочие из-за мизерной зарплаты, чтобы выжить, вынуждены работать и дни, и ночи, и в выходные, и в праздники, но от этого они не становятся богаче, они так и продолжают влачить бедное существование. Богатеют только капиталисты. Сегодня, вследствие нещадной эксплуатации населения буржуазией возросла смертность россиян, и рост произошёл в возрастной группе от 30 до 40 лет. В возрасте человека, когда он наиболее трудоспособен. Молодой человек, стремясь выжить, заработать больше денег, вырваться из гнетущего материального недостатка вынужден работать не жалея сил и в то же время уничтожает своё здоровье, свою жизнь.

Мы каждый день видим, как капиталисты обворовывают своих работников, не выплачивают им заработанные деньги, устанавливают мизерную зарплату и т.д. О каком гуманизме можно говорить, если в течении последних лет рабочие  ООО «ТДК –«Меланж», ООО «Станколит», БИМа, НИМа, ДСК, ОАО «Строммашина», ОАО «Автокран», Вичугский машиностроительный завод и многих-многих  других предприятий области были ограблены своими хозяевами. И виновные за это, не понесли ни какого наказания. Власти и органы по надзору за исполнением законодательства воспринимают это как должное. Очень часто рабочие жалуются на хамство своих хозяев, которые унижают не только их человеческое достоинство, но и откровенно заявляют о своих подчиненных, как о людях второго сорта. Бывшие работники «Евроленда», рассказывают о хамском отношении к ним директора, о моральном унижении, которое он допускает к своим работникам.  

Исправить все эти «родовые пятна» капитализма, не изменяя социального строя невозможно. Ликвидировать эту несправедливость можно только в результате революционных преобразований и борьбы пролетариата за своё счастливое будущее.

При этом классовая борьба пролетариата обусловлена новой концепцией гуманизма, связанной с возникновением и развитием научного коммунизма, созданного Марксом и Энгельсом. Само революционное движение, рево­люционная мысль становятся носи­телями гуманизма, пробуждают в людях человечность.

В ходе революционной борьбы простые рабочие становятся настоящими личностями, и примеров этому в нашей истории масса: Балашов, Дунаев, Афанасьев, Бабушкин и т.д. Они просыпа­ются от бессловесного, чисто ин­стинктивного бытия и отдают свою жизнь освобождению братьев по классу от эксплуататоров, не ожидая за это никаких наград.

Революция и диктатура пролетариата гуманны, т.к. ставят своей целью освобождение пролетариата от эксплуататоров и делают его хозяином своей жизни, дают возможность саморазвитию и самопознанию трудового человека.

Многие прогрессивные деятели рабочего движения сразу после революции не увидели скрытую идею гуманизма в пролетарской революции и диктатуре пролетариата. Борьба с монархизмом, буржуазной реакцией впервые годы становления Советской власти принимали порой жёсткие, но так необходимые меры для сохранения завоёванной власти. И Максим Горький, и Ромен Ролан прошли трудный и сложный путь заблуждений, но, в конце концов, приняли идеи пролетарской революции, приняли революционный гуманизм и отказались от идеалов ошибочного абстрактного буржуазного гуманизма. Они поняли, что надежды на лучшее, социально справедливое будущее можно связывать только с народом.

В завершение хочу привести слова М.Горького из его статьи «Пролетарский гуманизм» опубликованной в газете «Правда» за 23 мая 1934г. Лучше не скажешь:

«В наши дни пред властью грозно встал исторически и научно обоснованный, подлинно общечеловеческий, пролетарский гуманизм Маркса — Ленина — Сталина, – гуманизм, цель которого полное освобождение трудового народа всех рас и наций из железных лап капитала. Это подлинно человеколюбивое учение неопровержимо доказало, что железные лапы капитала создаются рабочими и что именно пролетарий строит для капиталиста «красивую жизнь», оставаясь бесправным нищим.

Этот революционный гуманизм даёт пролетариату исторически обоснованное право на беспощадную борьбу против капитализма, право на разрушение и уничтожение всех гнуснейших основ буржуазного мира. Впервые за всю историю человечества организуется, как творческая сила, подлинное человеколюбие, оно ставит целью своей освобождение сотен миллионов трудового народа из-под бесчеловечной и бессмысленной власти ничтожного меньшинства, оно указывает сотням миллионов людей физического труда, что именно этот труд создал все ценности культуры и что, опираясь на них, пролетариат должен создать новую общечеловеческую культуру социализма, которая незыблемо установит в мире братство и равенство трудового народа.

Этот гуманизм пролетариата не фантазия, не теория, а боевая, мужественная и героическая практика пролетариата Союза Социалистических Советов, практика, которая уже доказала, что в бывшей буржуазной, мужицкой, «варварской» и пёстроплеменной России действительно осуществлено братство и равенство племён, действительно и неоспоримо развивается процесс превращения огромного количества физической энергии в энергию интеллектуальную».